На минувшей неделе президент РФ Владимир Путин заявил, что в России создали по просьбе Лукашенко резерв сотрудников правоохранительных органов для помощи Белоруссии. Однако российские силовики вступят в дело, только если экстремисты начнут захватывать административные здания, жечь машины, дома и банки.
- Олег, как повлияют слова российского президента на внутриполитический кризис в Белоруссии?
— Я не думаю, что это заявление может существенно повлиять, оно было сделано для внешних партнеров, основных стран Западной Европы и США. Но заявление четко сигнализирует, что Россия не допустит революционного сценария в Белоруссии, и напоминает, что у России есть для этого международно признанные права, прописанные в договоре о Союзном государстве.
С другой стороны, это заявление имеет и внутреннее содержание для Белоруссии, потому что протестующие пока не поднимали вопросы о геополитической ориентации страны, но восприняли Россию как государство, которое хочет прислать свои военизированные силы с дубинками, чтобы разгонять демонстрантов.
Вряд ли можно сказать, что Координационный совет что-то координирует, это самозваные лидеры протеста, но они занимают радикально антироссийские позиции, поэтому любой информационный повод, который может настроить протестующих против России, они пытаются использовать в полной мере.
Белорусское общество подготовлено к тому, что из России исходит опасность, такие страхи порождались самой же нынешней властью в ходе предвыборной кампании Лукашенко. Само заявление касается западных партнеров России, но другое дело, как это воспринимается в самой Белоруссии.
Это предупреждение касается не только основных стран Запада, но и конкретных соседей Белоруссии, таких как Литва и Польша, которые в отличие от западных стран проводят радикальную политику, направленную на свержение власти в Белоруссии. В этом у них есть противоречия с другими европейскими странами и США, которые не настроены на организацию переворота в Белоруссии и занимают более осторожную позицию.
Провоцирование России на хоть какое-то вмешательство в Белоруссии может быть одним из привлекательных вариантов развития событий для определенных сил в Литве и Польше. Им важно усилить противостояние межу Россией и Западом, выгодополучателями которого они себя чувствуют. Это выбор политических элит Польши и Литвы.
Но есть основания надеяться, что Германия и Франция смогут надавить на Варшаву и Вильнюс, чтобы те сбавили обороты и не подрывали внутреннюю ситуацию в Белоруссии.
- А какие выгоды надеются извлечь из белорусского кризиса Польша и Литва?
— Для Литвы выгода от подрыва очень сомнительна. С экономической точки зрения Литва получала большие деньги за счет активного индустриального производства в Белоруссии, а соответственно экспортно ориентированной экономики этой страны. Значительная часть товаров из Белоруссии шла через литовские порты, активно развивалась торговля между двумя странами.
Во-вторых, она очень недальновидная, так как трудно себе представить, как эти республики могут выиграть в случае существенного ухудшения отношений между Россией и Западом. Но от малых государств и не ожидается, что они будут проводить стратегически выгодную политику. Их политический выбор определен связями элит этих стран с крупными покровителями, которыми для них являются Евросоюз и США. Так как внутри элит США существует запрос на ухудшение отношений с Россией, то элиты прибалтийских стран стремятся в него встроиться и заработать.
- А Польша?
— У Польши более сложная позиция. К ней также относится все, что я сказал по Прибалтике, но в то же время Польша развивает свой геополитический проект. Ее расчет строится на том, что она как среднее государство может получить большой вес в Европе, начать говорить на равных со своими западноевропейскими партнерами за счет статуса региональной державы.
Для этого она проводит очень активную политику как в центральноевропейском регионе, так и на постсоветском пространстве. Здесь ее интересы совпадают с интересами той части политической элиты США, которая настроена на ухудшение отношений с Россией и в общем контролирует американскую политику на постсоветском пространстве. Здесь есть простор для концептуальной политики Польши, она старается выстроить региональные структуры, недавно она создала новый формат переговоров между главами МИД Польши, Литвы и Украины — так называемый Люблинский треугольник.
Все это проходит в рамках геополитической концепции возрождения Речи Посполитой как федерального регионального объединения. Для этого Варшаве необходимо привлечение на свою сторону Белоруссии, ее радикальный отрыв от России и подключение к интеграционным процессам в Европе.
К тому же там отмечают, что Белоруссия сильно отличается от Украины в экономическом и культурном плане. Белоруссия не имеет своих источников дохода, как таковой является сырьевая промышленность Украины, в Белоруссии сырьевая индустрия очень небольшая, то есть внутренних источников экономической стабилизации в ней фактически нет. Кроме того, значительная часть населения настроена пророссийски, с их мнением в Европе не могут не считаться. Таким образом, в Европе опасаются получить проблемную Белоруссию, в которой начался бы тяжелейший экономический кризис, развал промышленности и пророссийское население.
- Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации в Белоруссии, и может ли Россия, используя пророссийские настроения большинства населения, выступить арбитром?
— Россия вряд ли будет выступать в качестве арбитра, так как положение Лукашенко сейчас довольно прочное, чтобы идти на переговоры с оппозицией. Для него это политически нецелесообразно, поэтому вопрос об арбитраже между властью и оппозицией не стоит.
Но несомненно, что России очень важно предложить какой-то понятный для общества проект выхода из этой ситуации через интеграцию, и очень важно, чтобы этот проект был привлекателен и для лояльной части белорусского общества, и для тех, кто выступает против Лукашенко, но не против интеграции с Россией.
Так что тут формулирование привлекательного предложения о совместном будущем для белорусов, которое могло бы во многом обессмыслить нынешнее противостояние, — именно то, что ждут от России, то, что было бы целесообразно предпринимать.
Несомненно, что взрыв внутренней ситуации в Белоруссии — это катастрофический процесс, и удержать западных игроков от активного вмешательства было бы невозможно. Уже нельзя не считаться с активными протестами в белорусском обществе, так как власть может быть сильной, если в обществе господствует внутреннее согласие. Но в то же время пока удалось избежать сценария радикализации внутреннего противостояния, что выгодно всем и в первую очередь самой Белоруссии.