- Владимир Владимирович, как вы в целом оцениваете прошедшие выборы? Что могли бы отметить?
— Все, что в том числе и вашему изданию недавно говорил, все сбывается, то есть все понимали, что Лукашенко победит с огромным отрывом, несмотря на всякие спекуляции. Но это не помешает вывести заранее подготовленных протестующих, протестутов и протестуток на белорусский майдан. К этому майдану готовились долго, планомерно, целенаправленно. Мы видим это по массе брошюр, инструкций, которые распространяли по белорусским оппозиционным сетям. Это, подчеркну, вне зависимости от того, какой результат будет объявлен.
В общем, все шло по накатанному сценарию. В очередной раз белорусская оппозиция подвела западных спонсоров. В очередной раз придется отвечать за это, будут серьезные разборки на уровне грантоедских и грантодательских организаций. Но думаю, что на этом не успокоятся. Попытки дестабилизировать ситуацию в Белоруссии будут продолжены.
- Президент Лукашенко уже публично назвал участников акций протеста «овцами», которыми управляли извне.
— И Лукашенко, и белорусские деятели и так наговорили немало. Чего стоит его заявление об оппозиционерше, от которой котлетами пахнет. То есть у Лукашенко своеобразная манера общения со своими политическими оппонентами. Еще раз повторюсь, белорусские оппозиционеры сидят на игле вливаний из-за рубежа, и в очередной раз за рубежом будут недовольны те, кто выделял деньги на все это.
- Как вы считаете, Вероника Цепкало, один из лидеров оппозиции, покинула страну из-за боязни возможного преследования?
— Она объяснила, что это ненадолго и скоро вернется. Но в принципе да, теперь-то будут серьезные разбирательства внутри политической оппозиции Белоруссии. Заметьте, как критиковали Лукашенко, в том числе и в России, за то, что он задерживал каких-то оппозиционеров, как смеялись над обвинениями, что те или иные люди готовят массовые беспорядки, но ведь эта ночь подтвердила, что эти столкновения готовились.
То есть мы видим, что речи о массовых беспорядках, которые вели Лукашенко и белорусские правоохранители, имели под собой основания. Так что теперь будут еще более серьезные разбирательства по поводу участия тех или иных оппозиционеров, оппозиционных сил и западных структур, которые разжигали все это и готовили массовые беспорядки. Заметьте, что-то у них получилось.
Если мы уж снова заговорили о братских отношениях, как Лукашенко сказал, то давайте по-братски вернем их домой. Дальше разбирайтесь, в том числе на уровне российско-белорусских правоохранительных органов, доводите их вину до суда или снимайте эти обвинения. Но пусть они уже будут в России, это снимет многие вопросы в наших отношениях. Призываю белорусские власти сделать так.
- Владимир Путин уже поздравил своего коллегу Александра Лукашенко с победой на президентских выборах. Означает ли, что прежние антироссийские заявления белорусского лидера будут забыты, или реакция руководства РФ на них еще последует?
— Я думаю, что российские власти не оставят вопрос о возвращении своих граждан в Россию. Но теперь Россия действительно заинтересована в том, чтобы не довести ситуацию с Белоруссией до разбалансировки, до украинских событий, до майданов и так далее. В этом плане какие бы отношения между Путиным и Лукашенко ни были, сейчас это приоритет, в том числе и для российской власти.
Мы точно не хотим получать вторую Украину на западных границах России. Но подчеркну, не будет нормальных отношений, пока россияне не вернутся домой.
- Как теперь сложатся отношения между западными странами и Минском?
— Реакция Запада уже последовала. Мы видим более чем резкие заявления со стороны западных деятелей, европейских структур. Западные СМИ, причем государственные, «Радио Свобода», выступили не просто фейкометчиками, а соорганизаторами этих протестов.
Ясное дело, что во многом антироссийские действия, риторика были направлены на то, чтобы после выборов Запад более мягко реагировал на события в Белоруссии. Александру Лукашенко после того, как он наведет порядок в стране, нужно в первую очередь наладить работу своего МИД. Чтобы эти прозападные, антироссийские выпады, демарши, которые совершались на протяжении последних месяцев и даже лет, остались в прошлом.