Электронное здравоохранение на Украине: проблемы с персоналом, Интернетом и конфиденциальностью - 27.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Электронное здравоохранение на Украине: проблемы с персоналом, Интернетом и конфиденциальностью

Читать в
Украинская медицина попыталась освоить Интернет. Вышло все по принципу «хотели как лучше, но получилось как всегда». Специальное программное обеспечение установлено, но не работает, а врачи просят пациентов помочь им отправить электронное письмо – никакого обучения медперсонала работе на компьютерах в больницах почти не проводится

Вместо доктора

Мой визит в амбулаторию семейной медицины был незапланированным. На официальный прием можно попасть только по электронной очереди и только к своему врачу. Поэтому я не особенно удивился, узнав, что смена моего семейного доктора закончилась. Тогда в порядке живой очереди я решил попытать счастья у другого врача. Через 10 минут ожидания из кабинета выглянула доктор, женщина лет пятидесяти, и попросила помочь ей с компьютером. В коварной надежде проскочить без очереди, я тут же вызывался.

Смертельная медреформа на Украине остановлена. Работа над ошибкамиНе было бы счастья, да несчастье помогло. Пандемия коронавируса помогла отложить убийственную медицинскую реформу на Украине, где многие люди могли бы погибнуть без медицинской помощи. Только сейчас реформаторы начали задумываться о том, что реформа медицины действовала не в интересах народа

Проблема у доктора был пустяковая: скопировать почту адресата, сохранить текстовый файл и прикрепить его к электронному письму. Файлом оказалась карта пациентки, которая сидела тут же. Надо было внести в форму ее контактные данные. Письмо через ящик Gmail — это важная деталь — надо было отправить в другую медицинскую структуру.

Я был несколько шокирован. Впервые в жизни я осознал, что столь простую операцию врач, как выяснилось, выполнить не может.

Впрочем, о подобных казусах в поликлиниках я слышал не раз. Вот, к примеру, что рассказывал мой приятель, частный предприниматель Андрей: «Когда я пришел к доктору заполнить три декларации (на меня, супругу и ребенка), мне сказали: «Нет времени на заполнение, приходите в другой раз». По регламенту на заполнение формы пациенту выделяется 40 минут. Я предложил: «Давайте я сяду за компьютер и сам все заполню». Мне уступили место, и я создал 3 декларации за 20, а не за 120 минут, как положено по регламенту».

«Никакие Gmail-ы»

Я решил уточнить у главы Совета Киевского городского профсоюза работников охраны здоровья Сергея Кубанского, часто ли приходиться пациентам делать подобную работу за врачей и проходил ли медперсонал компьютерные курсы.

Он объяснил, что в учреждениях здравоохранения различными провайдерами установлено специальное программное обеспечение. Во внутренней электронной системе у врачей есть персональный электронный кабинет, где хранится вся информации о пациентах. Никакие письма через Gmail не отправляются. Для этого есть внутренний почтовый сервис. Провайдеры также обязуются повышать компьютерную квалификацию врачей. Так что, объяснил эксперт, незнание компьютера врачами и отправка писем не по внутренней почте — это не регулярное явление, а частный случай.

«Если мы говорим о e-health, то это защищенная электронная информационная система, установленная провайдерами. Их несколько, в Киеве превалирует система «Helsi.me» — онлайн-ресурс с кабинетами врачей и подтверждением их действий цифровой квалифицированной подписью медработника, который туда вносит данные. И никакие gmail-ы или другие незащищенные почтовые сервисы там не применяются. Также медперсонал готовится и обучается внутренними IT-специалистами своих учреждений», — заверил Кубанский.

Пирогов Николай Иванович
Выдающиеся медики. В честь кого Владимир Путин учредил новые наградыПрезидент России Владимир Путин учредил орден в честь Николая Пирогова и медаль в честь Луки Крымского. Эти люди сыграли значительную роль не только в истории медицины, но в истории православия

Абсолютно недовольны

Отвечая на тот же вопрос, глава Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк обратил внимание на откровенно плохую работу провайдеров медицинских информационных систем (МИС), которые по контракту с медучреждением должны устанавливать внутреннее программное обеспечение и обучать врачей работать с информацией и современным техоборудованием.

«Мы проводили исследования касательно качества обучения в нескольких областях. Есть случаи, когда медики абсолютно недовольны компонентами системы e-health, которое называется «обучением», — сказал Сердюк.

В качестве иллюстрации он предоставил результаты недавнего социологического исследования по одной из областей (документ есть в распоряжении издания. — Ред.). Такие же результаты наблюдались и в остальных регионах.

Минимум 50% сбоев, компьютеров и денег нет

Итак, 72,3% респондента, врачи и другие работники медицинской сферы, отметили, что их медучреждения полностью подключены к Интернету, 20% отметили, что более 50% отделений их медучреждений подключены к Сети. Лишь 7,7% отметили то, что в менее чем 50% отделений медучреждений есть Интернет. Это не очень хорошо, так как множество отделений не может вообще выполнять свою функцию без Интернета.

С 1 апреля вступил в силу второй этап медреформы, и к электронному здравоохранению подключилось еще больше лечебно-профилактических учреждений. Опрос выявил, что как минимум 50% систем сбоит.

14,6% опрошенных жаловались на низкую скорость Интернета и акцентировали внимание на технических проблемах с прокладкой сетевых кабелей, отсутствии финансирования на подключение к Интернету и организационных проблемах по проведению необходимых тендеров. В 52,3% медучреждениях не весь медперсонал обеспечен компьютерной техникой. В 7 медучреждениях рабочий ПК имеют 25% или меньше докторов.

Неквалифицированные айтишники и «зависшая» система? Подавайте в суд

Причинами задержек по внедрению МИС респонденты назвали недостаточную материально-техническую базу и недостаточный уровень квалификации собственных IT-специалистов. Следствием этого оказываются «подвисания» МИС; отсутствие соединения с МИС; отсутствие обучения для персонала по работе с МИС; сложности с исправлением внесенной информации; несовместимость МИС с другим ПО; сложности синхронизации МИС и общей системы электронного здравоохранения (ЭСЗ), где формируется отчет о медуслугах; сложности с авторизацией пользователей в системе; отсутствие подтверждения на электронном адресе.

«Я рекомендую всем медучреждениям, которые не являются автономными, немедленно подавать в суд при любом сбое в любой системе. Причина сбоя не важна, будь то вина необученного человека или программно-системный фактор. Есть контракт, и система должна работать», — советует эксперт.

Истории кривых ПО и рассинхрона

Тут самое время привести пару историй, которые иллюстрируют реальное положение дел с больничным программным обеспечением. О нескольких подобных случаях мне рассказал упомянутый друг, который уже устал тратить свое время и нервы на устранение ошибок и поломок в медицинских кабинетах.

«У нас маленький ребенок, поэтому необходимо было каждый месяц приходить к врачу (взвешивание, осмотр, прививки и так далее). Поначалу получалось становиться в очередь через базу данных «Medcard24», но однажды не вышло — якобы мы не закреплены ни за одним доктором. Проблему устранили, но после этого она еще дважды возникала. А после сообщения об изменении номера телефона супруги сказали, что поменять его в системе нельзя. Я опять сел за компьютер и решил проблему. Это было непросто — недоработка юзабилити (простота использования. — Ред.) приложения», — рассказал Андрей.

В другой раз больница пыталась отфутболить Андрея и его семью в силу рассинхрона баз данных. В разных районах города базы разные, из-за этого случаются неразбериха и хаос. Немногие знают, что больницы учитывают исключительно электронные направления, а не бумажные, пусть даже завизированные подписью и печатями.

«Чумное гетто»: Украина грозит стать главным очагом инфекционных заболеванийБеда не приходит одна. На фоне эпидемии коронавируса Украину захлёстывает еще и эпидемия туберкулеза, что является следствием медицинской реформы и общего ухудшения уровня жизни в стране

«У ребенка появилась сыпь, мы обратились в кожно-венерологическую больницу. Направление от семейного врача зарегистрировали в базе «Medcard24», но я попросил бумажное направление с печатями. В регистратуре диспансера я дал направление, но мне сказали, что его нужно найти в системе, чтобы подвязать информацию к новой карточке пациента (ребенка). Оказалось, что в системе нет ни такого пациента, ни направления. Все потому, что в этой больнице другая БД. Я взял смартфон и зарегистрировал там себя и ребенка. Отдал физическое направление, и вопрос был утрясен», — говорит Андрей.

Что говорят доктора

Я обратился к трем врачам разного профиля. Двое из них указали, что их действующее внутреннее электронное здравоохранение работает отвратительно.

Например, невропатолог из Днепра сообщила, что из-за слабого Интернета очень медленно работает вся е-система. Соответственно, сложно синхронизировать данные. Поскольку синхронизацию можно провести в течение 60 дней, она отодвигается на следующий день.

«И если в такой ситуации медсестры рядом нет, то вместо того, чтобы обследовать пациента, мне нужно заниматься компьютером. На прием больного отведено 20 минут, но из-за проблем с компьютером времени в итоге не хватает. Наш провайдер не проводил обучение персонала. Нам самим пришлось разбираться: обменивались в Viber инструкциями, а кто-то обучался с помощью мужей, которые больше в компьютерных системах понимают», — пожаловалась доктор.

Киевский же педиатр сказала, что с месяц назад больница перешла с МИС «Helsi.me», с которой были проблемы, на МИС «Health24». Теперь медперсонал учится работать с новым ПО, провайдер проводит обучающие занятия.

«Мы работаем с этой системой с начала месяца, нам нужно учиться, так как мы еще к ней не привыкли. Но если больной подписал декларацию и идентифицирован в системе, то пока проблем никаких нет. Синхронизация с общей e-health происходит нормально. Мы направления не выписываем, как в первичном звене медицины, мы же вторичное звено и только принимаем больных с направлением от семейного врача. Пока с этим проблем не было. Но есть такие случаи, когда у пациента нет декларации, и тогда мы стараемся его внести в базу, чтобы в дальнейшем он был индентифицирован, а дальше пусть составляет декларацию со своим врачом. Это сложнее, но мы на таких случаях тоже учимся», — поведала педиатр.

Акция протеста врачей в Киеве
Уничтожение украинской медицины: МВФ настаивает, «шакалы Сороса» свирепствуют, медики грозят забастовкойУкраинские медики объявят масштабную забастовку, если власти продолжат второй этап медицинской реформы, из-за которой стали закрываться больницы и тубдиспансеры. Но есть нюанс - на продолжении медицинской реформы в этом ее, убийственном качестве, настаивает МВФ, без денег которого Украина может стать банкротом

Не заключивший декларацию пациент — это еще одна реальная проблема, их как бы не существует, но они, как пациенты, есть…

Тем временем, другой столичный врач обругал оператора системы подключения к электронному здоровью в своей больнице. Предыдущее ПО было рабочим и простым в использовании, но ее почему-то убрали и установили «Health24». В этой больнице оно не работает — войти в систему невозможно. Да и обучение персонала практически не проводилось.

«Система требует слишком много параметров, которых не существует. В ней отсутствуют те диагнозы, которые внесены в реестр. Синхронизация с другими базами данных отсутствует. Как справляемся? Никак. Пишем рапорта. Ведение истории болезни ребенка из-за этого занимает час-полтора. Обучение персонала проводилось частично. Кого-то обучали. Но меня никто не учил. Единственный человек, который соображает в компьютерах, ушел в отпуск. Но я должен лечить, а не заниматься IT-шными делами», — возмутился травматолог из Киева.

Кто требует и хочет утечки конфиденциальных данных

«Если врач пользуется не личным кабинетом, а общедоступным почтовым ящиком gmail, то вопрос к провайдеру: какая необходимость во внутренней почте и системе e-health, если медик пользуется gmail? Вопрос можно поставить также докторам и администрациям лечебных учреждений: почему врач не работает в системе, а отправляет и получает письма с конфиденциальной информацией через gmail? Кто требует использование gmail при наличии провайдерской e-health?», — сказал Сердюк.

Что же до e-health, то Сердюк с самого начала твердил: система продолжает работать в тестовом режиме, ей нельзя доверять медицинскую тайну. Его коллеги также об этом говорили в 2018 году и предупреждали в 2019-м: от массовой утечки личных данных из медучреждений удерживает сохраняющийся там бумажный документооборот. В своем блоге от 24 февраля 2020 года эксперт рынка коммуникаций Роман Химич разъяснил, как дырявыми базами могут воспользоваться недобросовестные участники медицинского бизнеса, преступники различного вида и работодатели со страховиками. 

Выходит, что с 1 июля 2017 года, когда одномоментно в учреждениях здравоохранения начали внедряться электронные базы данных, из-за бракованных ПО и неустойчивого Интернета граждане ежедневно рискуют здоровьем и жизнью.

Кто нарочно недоделал реформу

Все эти неполадки в ПО — только следствие. А причины в комментарии изданию Украина.ру раскрыл Константин Надутый — реаниматолог и кардиолог, начальник Управления реформ медицинской помощи Департамента реформ и развития медицинской помощи Министерства здравоохранения Украины.

Зеленский коронавирус
Денег нет, но вы лечитесь. На Украине решили пересмотреть медицинскую реформуЕсли бы коронавируса не было, его стоило бы выдумать. На Украине пандемия обнажила проблемы реформы здравоохранения, которые предпочитали не замечать власти. Новая система финансирования медицины, затеянная Ульяной Супрун и поддержанная прошлым парламентом, означает, что сотни больниц будут закрыты, а десятки тысяч врачей окажутся на улице

Идея электронного здравоохранения верна. Но вот деньги, направленные на ее реализацию, пошли грантовым организациям, которые к е-медицине не имеют никакого отношения. «Первым был Сорос. Он финансировал разработку стратегии электронного здоровья — eZdorovya. Потом был «Реанимационный пакет реформ», чьи источники финансирования не найти. Позже подключился БО «100% Життя» — основным реципиент и исполнитель проектов Глобального Фонда и USAID в Украине», — сказал Надутый.

По словам эксперта, этим организациям была поставлена задача: на миллионы гривен, выделенные на eZdorovya, получить минимально жизнеспособный продукт. Но такой недоразвитый продукт не способен адаптироваться к непрерывно меняющимся  условиям.

«Ситуация ужасная. Врачи и другой медперсонал перегружены сложной работой, которая требует обучения. А обучение ведь входило в кредит Мирового банка при начале реформы ($4,5 млн. — Ред.)», — пояснил аналитик.

И добавил: обучающие курсы проходили только учреждения-передовики, которые и должны были продемонстрировать успехи, и никто больше.

Поводов для обращения в органы — полно

Сердюк считает, что суды и правоохранительные органы должны разобраться, почему деньги государственного и местных бюджетов потрачены на установку в медучреждениях негодного программного обеспечения, которое тормозит оказание медицинской помощи. А также почему не был проведен должный тренинг для медперсонала по работе с системой и оборудованием.

Поводов для обращения в органы — полно, и прижать провайдеров можно очень серьезно, согласен Константин Надутый. «Нарушен закон про информацию, ведь только спустя 1,5 года работы системы были утверждены требования к защите персональных данных. В общем, есть масса нарушений. Это расценивается, как болезнь «роста» реформы, но я позволю себе заметить, что в Латвии, например, семейные врачи бастовали, когда выяснилось, что данные в e-health незащищены. Латвийские доктора выступали на стороне своих пациентов. А наши семейные врачи смолчали и все проглотили», — констатировал медик.

 

 

 

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала