- Виталий, 2019 год был для Украины во многом переломным, какие у вас воспоминания о нем? Что для простых украинцев, на ваш взгляд, было самым важным?
— Не буду оригинальным, если скажу, что для Украины в целом, да и для многих лично, главным в минувшем году были выборы и смена власти. Для страны это такая вершина, такой Монблан, что поставить что-либо рядом для сравнения сложно.
- Насколько это поменяло страну, ну или хотя бы восприятие ее в глазах украинцев, что поменялось в общественном самоощущении?
— Тут очень любопытно, если обращаться к общественным ощущениям, да и к моим личным тоже. Перед выборами и после них, было такое волнующее чувство ожидания, чего-то нового, свежего. Казалось, что сейчас страна рванет вперед, произойдут какие-то быстрые и кардинальные изменения.
Но по факту старт то состоялся, но чего-то очень медленного и не очень понятного по направлению. Сейчас уже понятно, что страна идет старым курсом (армия, мова, вiра) но более плавно, в щадящем режиме, а в некоторых моментах и с замедлением.
А вот что касается экономических реформ, то здесь наоборот с ускорением. Это объясняется тем, что сегодняшний высший менеджмент не так плотно связан с внутриукраинским бизнесом. Поэтому они хулиганят по лекалам Сороса или МВФ, у них нет личного интереса к этой стране. Их корни, то бишь счета, находятся в заграничных банках. Как говаривал классик, они «живут, под собой не чуя страны».
Поэтому экономическая ломка Украины невероятно ускорилась и имеет для страны крайне негативные последствия.
- В новый год Украина вошла с новыми политиками «зеленой» генерации, которые во время выборов, да и потом позиционировали себя как «новых людей», не связанных со старой политической элитой. Однако все чаще и контрастнее в их действиях и поступках проступают родовые черты как раз старых политиков. Согласны ли вы с таким наблюдением?
— Соглашусь с еще одним классиком, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него. И кроме того, я бы не называл этих молодых людей политиками, они еще ими не являются. Это скорее пена на бурной политической волне. А новый политический пласт еще только формируется где-то в глубине.
Поэтому, наверное, у нас сейчас самое модное слово и выгодная должность — это советник. Человек с повышенным самомнением и запросами, но не отвечающий конкретно ни за что.
Такие советники, которые работали на вторых-третьих ролях при Порошенко, они сейчас вдруг стали не политиками, а политическими менеджерами. Понятно, что это никакое не обновление, это фикция, отсутствие единства формы и содержания. Дай бог, чтобы из этой когорты хоть кто-то со временем стал настоящим политиком, которому не безразлична страна.
- Перейдем теперь на региональный уровень. Какие ожидания были у Днепропетровска в ушедшем году и оправдались ли они?
— Ожидание от этих молодых людей команды Зеленского были очень большими и надо сказать до сих пор рейтинг поддержки «Слуги народа» у нас за 50%.
Но горожанам все же ближе дела местные, поэтому существенные изменения произошли в плане доверия к нашему мэру Борису Филатову. Сейчас в этом вопросе наблюдается некое равновесие, по опросам по 43% доверяют городскому и столько же не доверяют.
При этом только 17% считают, что Филатову стоило бы переизбрать на второй строк. Мне кажется, что можно уже говорить об элементах электорального протрезвления. А вот 73% (магическая в этом году цифра) полагают, что нынешнему градоначальнику нужно дать доработать, и не избирать на второй строк. Это показательный перелом настроений, который произошел именно в 2019 году.
- А для вас лично, как для опытного журналиста, редактора ведущей городской газеты, чем прошедший год можно охарактеризовать?
— Вы знаете, я редактор печатной газеты, поэтому по вполне объективным причинам для меня уходящий год был весьма грустным. Экономика газет «стремительным домкратом» падает вниз, потому что растут в цене и типографские услуги, и цена на бумагу, которая как ни парадоксально имеет российское происхождение.
Небольшую радость правда принесло решение Венецианской комиссии по языковому законодательству, где в том числе упоминается о том, что никакая газета не выдержит двуязычных тиражей.
Ну а в личном восприятии, можно определить прошедший 2019 год как очень сумбурный. Выборы внесли большую сумятицу в жизнь каждого украинца.
- А были ли в 2019 году традиционные ритуалы, ну там, в баню 31 декабря или что-то иное?
— Нет, привычки, как Женя Лукашин, ходить перед Новым годом в баню у нас нет. Зато у нас с друзьями другая традиция — каждый год летом на авто с палатками объезжать Украину, открывать заново ее неизвестные уголки. Раньше, конечно, путешествия были по всему Союзу, а сейчас маршруты сузились. В прошлом августе мы также проехались по Украине и, честно скажу, просто порадовались.
Сколько бы мы ни ездили, но каждый год находим такие тихие и красивые места, что душа поет. У нас действительно очень красивая страна, с замечательными, добрыми и отзывчивыми людьми. Самые обычные жители сел и городков, которые весьма далеки от той картины, которую порой представляет телевидение.
- Виталий, если говорить о каких-то характерных днепропетровских традициях встречи Нового года, можно ваш город выделить чем-то особенным?
— Вы знаете, сложно выделить что-то особенное, что отличало бы Днепр от других городов Украины в плане празднования. В этом плане у нас всё весьма традиционно и предсказуемо. Но в последние годы Новый год из чисто семейного, застольного праздника стал все больше превращаться в такой любопытный микс, семейно-общественное явление.
Несколько лет назад даже наблюдался, как я это определяю, новогодний фейерверк-кошмар, когда салюты громыхали без умолку. Правда, уже после 2014 года появилось внутреннее распоряжение местных властей в связи с войной запретить использование пиротехники, и это поветрие несколько ослабло, хотя и сейчас ночное небо интенсивно окрашивается самыми разнообразными фейерверками.
- На вашей странице в Facebook я прочитал, что вы чуть ли не одноклассник Игоря Коломойского, это действительно так? Можете в связи с этим вспомнить что-то любопытное о самом известном олигархе Украины?
А вот в соседней с нашей 128-й школой с моей сестрой училась Юлия Владимировна Тимошенко. Надо сказать, что этот район был, как тогда говорили, «Южмашевский» и все школы, дома были построены заводом. Поэтому неудивительно, что из тех мест вышло немало выдающихся людей. Среда, понимаете ли, была очень творческая и благоприятная.
По большому счету вся научная, культурная и, как выяснилось позже, политическая элита ковалась в этом районе Днепропетровска. Правда, сейчас от былого величия ничего не осталось. Вон в декабре вышли рабочие "Южмаша" бастовать, требуя вернуть зарплату за 7 месяцев, разве можно было такое представить в те годы. А сейчас даже СМИ особого внимания на это не обратили. Обычное дело, увы!
- Виталий, чего бы вы хотели пожелать в наступившем 2020 году вашим землякам, всем жителям Украины и России?
— Очень бы хотелось пожелать всем людям, кроме традиционного набора — здоровья, счастья, и семейного благополучия — того, что в наше время очень нужно — здравомыслия и умения мыслить самостоятельно!