9 декабря состоялись слушания в рамках процедуры импичмента с участием адвокатов и юридических советников двух комитетов Палаты представителей — спецкомитета по разведке и юридического комитета.
У каждой американской партии своё мнение
Заседание началось с перепалки. Председатель юридического комитета Палаты представителей Джерольд Надлер отклонил просьбу назначить слушания для республиканского меньшинства и допросить восьмерых свидетелей, среди которых председатель спецкомитета по разведке Адам Шифф и сотрудник Национальной разведки, чья жалоба на содержание телефонного разговора президента США Дональда Трампа и его украинского коллеги Владимира Зеленского послужила поводом для запуска процедуры импичмента. В связи с этим на слушания однопартийцы хозяина Белого дома пришли не с пустыми руками — они установили в зале плакаты с лозунгом «Где Адам?» и напоминанием заявлений председателя Палаты представителей Нэнси Пелоси о том, что демократы «не могут допустить второго срока Трампа». Республиканцы обвиняли Надлера в пренебрежении правилами Конгресса, говорили, не дожидаясь, когда им предоставят слово. Надлер, чтобы остановить этот сыр-бор вызвал юристов двух партий.
Юристы Барри Берке и Дэниел Голдман, выступавшие от Демократической партии, ничего нового не сказали и просто в очередной раз обозначили позицию оппонентов Трампа. По их версии, он нарушил присягу, пытался добиться от украинских властей политических преференций в обмен на уже одобренную Конгрессом военную помощь, таким образом поставив личные интересы выше государственных.
Стив Кастор, представлявший на слушаниях Республиканскую партию, обвинил демократов в нарушении регламента процедуры импичмента, поскольку они не дали Белому дому достаточно времени и свободы для защиты президента, а также пытаются использовать своё большинство в нижней палате Конгресса для нападок на президента. По словам юриста, Украина — это лишь один из многих примеров, очередной предлог в политической кампании демократов по импичменту.
«Украина» пишем, Россия — в уме
Параллельно с заседанием в нижней палате Конгресса проходила презентация доклада генерального инспектора Министерства юстиции США Майкла Хоровитца по итогам внутренней проверки обстоятельств начала расследования спецслужб наличия связей предвыборного штаба Трампа с российской стороной.
По словам автора документа, ФБР приступило к расследованию 31 июля 2016 года после получения информации от «дружественного иностранного правительства», под которым подразумевается бывший верховный комиссар Австралии в Великобритании Александр Даунер.
«В мае 2016 года во время встречи с дружественным иностранным правительством занимавший на тот момент пост советника Трампа по вопросам внешней политики Джордж Пападопулос высказал предположение, что команда Трампа получила от России некое предложение, что она во время предвыборной кампании может помочь с анонимной публикацией информации, которая дискредитирует (бывшего госсекретаря Хиллари — ред.) Клинтон и Барака Обаму», — сказал Хоровитц.
Как утверждает бывший спецпрокурор Роберт Мюллер, Даунер сообщил ФБР о встречах Пападопулоса с профессором Лондонской академии дипломатии Джозефом Мифсадом (именно он якобы сообщил Пападопулосу о якобы имевшемся у Москвы компромате на Хиллари Клинтон) и некой гражданкой РФ, которые якобы поддерживали связи с российским руководством. Однако на протяжении более трёх лет Вашингтон так и не предоставил никаких доказательств причастности России к президентской гонке 2016 года.
В свою очередь, министр юстиции — генеральный прокурор США Уильям Барр заявил, что слежка ФБР за избирательным штабом Трампа была неоправданной, а расследование тогда запустили, исходя из практически ни на чём не базирующихся подозрений, недостаточных для оправдания принятой меры.
Трамп медленно, но верно приближается к России
Пока во внутриполитических американских кругах продолжаются споры вокруг вопросов, требовал ли Трамп от Зеленского «услугу за услугу» и избирала ли Россия в 2016 году президента США, в Вашингтон с рабочим визитом по приглашению госсекретаря Майкла Помпео прибыл министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Менее чем за сутки глава российского МИД не только проведёт переговоры со своим американским коллегой, по итогам которых дадут совместную пресс-коференцию в 13:15 по местному времени (21:15 мск), но и за закрытыми дверями обсудит широкий круг тем с Дональдом Трампом.
Власти России и США признают, что двусторонние отношения деградировали до такой степени, что стали хуже, чем во времена холодной войны. Как сообщает издание «Коммерсантъ», 9 декабря источник в МИД РФ назвал журналистам аспекты, по которым у Москвы есть претензии к Вашингтону:
1. Обвинения во вмешательстве в дела США
«Давно предлагаем американцам наладить профессиональное обсуждение возможных претензий, касающихся воздействия на электоральные процессы, в том числе воссоздать двустороннюю рабочую группу по кибербезопасности. В Вашингтоне от этого уклоняются, что свидетельствует об отсутствии доводов, чтобы подкрепить голословные обвинения в адрес России», — заявил источник.
Москва выступает с инициативой обменяться письмами с обязательствами по невмешательству во внутренние дела друг друга, как это сделали в 1933 году народный комиссар по иностранным делам СССР Максим Литвинов и президент США Франклин Рузвельт при восстановлении дипломатических отношений.
2. Санкции, которые США ввели против 306 физических и 492 юридических лиц РФ
«С 2017 года Россия фактически закреплена в статусе «врага» США в законе «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который кодифицировал прежние антироссийские шаги Барака Обамы и предусматривает их постоянное расширение. В обновлённых при Дональде Трампе ключевых стратегиях — национальной безопасности, оборонной и ядерной, а также в обзоре политики в сфере ПРО — наша страна также представлена как главная угроза американскому геополитическому доминированию», — пояснил собеседник.
3. Дипломатические скандалы и их последствия
Американские власти арестовали дипломатические объекты РФ и не обеспечивают сотрудникам посольства доступ на их территорию. Кроме того, консульства США в России с 2017 года искусственно ограничивают выдачу виз гражданам РФ, в том числе участникам международных мероприятий, включая Генеральную Ассамблею ООН.
4. Усилившееся давление со стороны ФБР на проживающих в США граждан РФ, которых подозревают в нелояльности.
Одним из ярких примеров стала история студентки Марии Бутиной, приговорённой к реальному тюремному сроку.
5. Выполнение США обязательств по международным договорам, в частности односторонний выход из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД)
6. Действия США в отношении третьих стран
«Характерный пример — настойчивые попытки американцев спровоцировать государственный переворот в Венесуэле. Серьёзную озабоченность вызывает также конфронтационная линия Вашингтона в отношении Тегерана. В отношении Украины администрация Дональда Трампа до сих пор действовала по инерции, оставшейся от Барака Обамы, закрывая глаза на саботаж Киевом Минских договорённостей. Мы, однако, не зацикливаемся на негативе. Открыты к поиску путей преодоления существующих проблем», — заявил источник.
В центре внимания на переговорах Лаврова с Помпео и Трампом будут не только вопросы двусторонних отношений, но и ключевые проблемы на мировой арене.
В интервью телекомпании CBS советник президента США по вопросам национальной безопасности Роберт О'Брайен подтвердил, что стороны обсудят тему контроля над вооружениями. В феврале 2021 года истекает срок действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) — единственного после денонсации ДРСМД действующей договорённости между Россией и США об ограничении вооружений. В начале декабря президент РФ Владимир Путин объявил, что российская сторона готова до конца 2019 года без всяких предварительных условий продлить договор СНВ-III. Американская сторона с ответом не спешит — она настаивает на разработке нового документа, к которому присоединится и Китай, но Пекин категорически отрицает такую возможность.
Как показала практика, несмотря на множество разногласий, есть немало сфер, где Россия и США успешно сотрудничают. О них, наверняка, речь также пойдёт в ходе визита Лаврова в Вашингтон. Это и борьба с терроризмом, и урегулирование вооружённого конфликта в Сирии, и денуклеаризация Корейского полуострова.
Кроме того, эксперты не исключают, что ещё одной целью приезда Лаврова может быть подготовка полноценных переговоров Трампа с Путиным. Больше года назад, осенью 2018-го, Джон Болтон, бывший тогда советника президента США по вопросам национальной безопасности, передал российскому лидеру приглашение посетить Вашингтон. Путин, в свою очередь, на встрече в Японии на полях саммита G20 в июне 2019 года, передал американскому коллеге приглашение приехать в Москву 9 мая на празднование 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.
Принимая Лаврова спустя несколько часов после того, как юридический комитет Палаты представителей официально объявит сформулированные обвинения в рамках процедуры импичмента, Трамп бросает вызов демократам и демонстрирует уверенность, что их попытки сменить власть в стране до плановых выборов потерпят фиаско. И у него для этого есть все основания: Сенат, который будет выносить окончательное решение о судьбе президента, контролируется республиканцами, которые сдавать его не собираются.
Кроме того, расследование демократов в нижней палате Конгресса может принять интересный оборот после того, как личный адвокат президента США Рудольф Джулиани, накануне вернувшийся из Киева, передаст республиканцам и министру юстиции США Уильяму Барру доклад о своём антикоррупционном расследовании на Украине ориентировочно к концу недели.