Участок в три километра в будний день в обед я преодолеваю за два часа. Таксист спокоен и безмятежен. Привычка. Движение по двухрядной дороге вдоль линии скоростного трамвая тянется бесконечно. Прямо на выезде на Окружную, там, где раньше было кольцо разворота трамваев, на крохотном пятачке, опоясанном дорогами, строится торговый центр. Он еще одна причина сужения транспортного потока. Сейчас в здании уже три этажа. Безобразная, неправильной формы конструкция заняла еще одну полосу и без того узкой проезжей части. Торговый центр начали строить два года назад, обещали сдать в 2018 году, но стройка еще на этапе возведения каркаса. Застройщик сообщал в проектной документации, что ТЦ рассчитан на 30 тыс кв. м, а рядом будет обустроен паркинг на 598 машиномест. Однако «рядом» сплошь жилые дома и еще один ТЦ — «Апрель». Еще застройщик обещал, что сквозь здание будут проходить трамваи по специально оборудованному тоннелю. Но это на бумаге. Пока ни сквозь, ни вдоль здания трамваи не ходят, а стоит многокилометровая пробка.
«Бутылочным горлышком» с недавних пор стали называть то место проспекта Леся Курбаса в Киеве, где он пересекает окружную дорогу и переходит в улицу Пушкина. Именно на этом участке за последние годы транспортный поток возрос в несколько раз, потому что за кольцевой дорогой появился целый город — Софиевская Борщаговка. Доступное жилье, новостройки с ремонтом, свежий лесной воздух в черте города — все это было бы прекрасным городским проектом, если бы не одно «но» — отсутствие дороги.
Ни застройщики, ни власти, которые выдавали разрешения на застройку, ни проектные организации, которые рассчитывают нагрузку на окружающую инфраструктуру, не позаботились о создании здесь транспортных коммуникаций. То, к чему приведет такая халатность, легко представить, опираясь на официальные прогнозы «Киевгенплана». Население юго-западного направления пригорода (сюда относится и Софиевская Борщаговка) столицы будет увеличиваться быстрее остальных и в течение 20 лет вырастет в 8 раз. То есть, если сегодня ежедневные пробки занимают 2-3 часа в жизни жителей этих районов, то через 20 лет это время увеличится почти до суток. Это значит, что строить дорогу нужно было начинать еще вчера.
По тем же прогнозам, население Киева расширится до 5 млн жителей уже в ближайшие 10 лет. Специалисты КО «Киевгенплан» проанализировали, как тогда окажутся загружены дорожные сети. «В результате моделирования движения транспорта на прогнозной транспортной модели города было выявлено следующее. Средняя скорость движения на индивидуальном транспорте сократится с существующих 25-27 км/ч до 14,5 км/ч, среднее время осуществления поездки увеличится на 80%. Для улучшения условий проживания в городе и пригороде Киева необходимо уже сейчас начинать строительство новых улиц, транспортных развязок в разных уровнях, расширять существующие улицы. Также нужно развивать общественный транспорт, особенно скоростной вне уличный. По предварительным подсчетам, стоимость развития транспортной системы, которая сможет качественно обслуживать прогнозное населения города Киева и его пригородной зоны, ориентировочно составит 120 млрд грн», — сообщает на своей странице в Facebook КО «Генеральный план Киева».
Что такое транспортный коллапс, предсказанный Киевпроектом, можно увидеть, не дожидаясь 2030 года. В пригородах столицы, где расположены уже упомянутая Софиевская Борщаговка, Ирпень, Буча, Белогородка, Чайка, уже сегодня творится дорожный ад. Из-за внутренней миграции (а по данным ООН, это 1,6 млн человек) именно население пригорода росло стремительно и неравномерно. В Киево-Святошинском районе количество жителей выросло в среднем в пять раз. Этому способствовало появление сотен тысяч жилищных метров, которые в два раза дешевле, чем в столице. При этом строительство школ и детских садов не входило в планы застройщиков. Поэтому, например, в обычной сельской школе (всего их две) на Софиевской Борщаговке 10 первых классов, дети учатся в две смены. Дефицит свободных мест в школах и садах составляет, по оценкам специалистов, 10-12 тысяч.
Аналогичная ситуация с больницами, рабочими местами. Все это ведет к тому, что жители пригородных микрорайонов вынуждены ежедневно выезжать в Киев, а на такой интенсивный график не рассчитана существующая дорожная сеть. Более того, те проселочные дороги, которые сегодня соединяют Киев и пригород, в большинстве случаев расширить невозможно из-за застройки частного сектора. Здесь нужен план строительства сети новых магистралей и развязок с учетом прогнозируемого прироста населения. Такого плана у столичных властей нет, как нет и согласованной позиции с местными районными властями. Грубо говоря, власти разных уровней не могут договориться, за чей счет будет эта стройка. Киевские коммунальные предприятия признают, что самостоятельно решить проблему не смогут.
Трафик в Киеве практически парализовал весь центр и движение на мостах через Днепр. Новые туннели, мосты и развязки, станции метро не строятся вообще. Впервые это стало угрожать безопасности всей транспортной системы. Для сравнения заметим: только в 2018 году в Москве было построено 17 станций метро, в Киеве — за 6 лет ни одной.