30 октября в комитете по иностранным делам Сената прошли слушания, посвящённые рассмотрению кандидата на пост руководителя дипмиссии в Москве, предложенного президентом.
Как говорят сами американские политики, посол США в Российской Федерации — это ключевое назначение.
Как России и Вашингтону выйти из дипломатического тупика
Первый заместитель госсекретаря США Джон Салливан констатировал, что двусторонние отношения находятся в худшем со времён холодной войны состоянии, однако взаимодействие с Россией как никогда важно для национальных интересов США, поскольку РФ — это ядерная сверхдержава и постоянный член Совета Безопасности ООН.
В силу этих факторов Москва и Вашингтон должны координировать свои действия, чтобы способствовать урегулированию стабильности и безопасности во всём мире, но при этом они остаются конкурентами во многих сферах, в том числе в энергетике. Штаты не скрывают, что хотят вытеснить российский газ с европейского рынка и поставлять туда свой сжиженный, который намного дороже.
В Сенате Салливан назвал противодействие «Северному потоку-2» первостепенной задачей Вашингтона, поскольку завершение его строительства обеспечит России «огромный рычаг давления».
«Меня беспокоит, что мы уже, вероятно, дошли до того этапа, когда у России есть ресурсы и возможности завершить строительство трубопровода, несмотря на наши действия. В данном случае введение санкций не остановит трубопровод. На данный момент нам так и не удалось переубедить Германию (отказаться от этого проекта. — Ред.)», — признал он.
Тем не менее, дипломат уверен, что США должны препятствовать строительству «Северного потока-2» и помочь властям Украины сохранить транзит через территорию своей страны.
«Что называется — приехали. Представьте, что будущий посол России в США сказал бы, что собирается развивать связи с Америкой, и в качестве приоритета назвал бы блокирование важного экономического проекта США, например, с Южной Америкой, какой была бы реакция в Вашингтоне?» — написал на своей странице в Facebook председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачёв.
В тот момент, когда эти слова Салливана звучали в американской столице, президент РФ Владимир Путин в Будапеште в очередной раз подтвердил, что Москва готова не только сохранить украинский маршрут поставок газа европейским потребителям, но и напрямую продавать топливо Киеву со скидкой, а Дания нескольким часами ранее выдала разрешение на прокладку «Северного потока-2» по своему континентальному шельфу.
Одним из ключевых вопросов, которые в ближайшее время предстоит решить Москве и Вашингтону, — судьба Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), действие которого истекает 5 февраля 2021 года. По сути это единственный инструмент, сдерживающий гонку вооружений.
По мнению Салливана, позиция США должна заключаться в том, чтобы незамедлительно приступить к переговорам с Россией о продлении документа, а также о включении в него как минимум пяти ударных систем, средств доставки и ядерных устройств меньшей мощности, разработанных российской стороной, о чём он уже сообщил заместителю главы МИД РФ Сергею Рябкову. При этом американский дипломат подтвердил, что Россия выполняет свои обязательства по СНВ-3.
Новому послу, кто бы ни занял этот пост, придётся в первую очередь приложить усилия для преодоления взаимных претензий, а их за последние пять лет накопилось немало. С момента отравления бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери в Солсбери прошло больше полутора лет, но его отголоски до сих пор отравляют работу российских дипломатических миссий в США и американских в РФ — в знак солидарности с Великобританией Трамп выслал из страны 60 российских дипломатов (46 сотрудников посольства РФ в Вашингтоне, двух — генерального консульства в Нью-Йорке и 12 членов постоянного представительства России при ООН).
Более того, американские власти объявили о закрытии генерального консульства России в Сиэтле (ссылаясь на его близость к одной из баз подводных лодок и компании Boeing), а также генерального консульства в Сан-Франциско, торгового представительства в Вашингтоне и его отделения в Нью-Йорке. В ответ Москва объявила персонами нон грата столько же дипломатов и предписала прекратить работу генеральному консульству США в Санкт-Петербурге, хотя по принципу «консульских пар» должна закрыть менее значимое со стратегической точки зрения дипломатическое представительство во Владивостоке. После этого американская сторона неоднократно заявляла, что из-за недостаточного количества сотрудников в России работа диппредставительств, в частности, выдача виз, затруднена.
На вопрос, как решить эту проблему, Салливан ответил, что Вашингтон и Москва ведут переговоры о восстановлении численности дипломатического персонала посольств в обеих странах, но сама проблема, по его словам, связана с разногласиями, которые выходят за рамки первоначального выдворения Вашингтоном 60 российских дипломатов в 2018 году и зеркальных ответных мер Москвы.
«Они (россияне. — Ред.) отказали нам в выдаче виз, чтобы восполнить численность дипперсонала», — уточнил он.
Эту кашу заварили сами американцы, а Москва ответила на их шаги зеркальными мерами, поэтому с какой стати российская сторона должна расширять дипкорпус США, непонятно. Более того, в конце сентября Вашингтон отказал в визах членам делегации для участия в Генеральной ассамблее ООН, включая главного переводчика МИД РФ, тем самым нарушив свои обязательства как государства, на территории которого расположена международная организация.
Салливан подчеркнул, что возобновление работы российского консульства в Сан-Франциско не планируется.
Как ни крути, от Украины не уйти
Хотя ни Москва, ни Вашингтон этого не хотят, но российско-американские отношения приходится рассматривать с учётом ситуации на Украине.
Один из сенаторов спросил Салливана, заключается ли политика США в том, что Украина должна вести расследование в отношении компании Burisma, в совет директоров которой входил сын бывшего вице-президента Хантер Байден, и CrowdStrike, с которой сотрудничал Национальный комитет Демократической партии во время выборов 2016 года.
«Нет. Наша политика заключается в поощрении реформ, направленных на борьбу с коррупцией на Украине в целом. Это то, над чем я работал более двух лет, но это никогда не было применительно к конкретному расследованию, компании или человеку. Главное препятствие для любого рода антикоррупционых реформ на Украине зависит от стремления украинского правительства усмирять своих олигархов и реформировать свою систему. Мы видели это на протяжении двух лет и призывали президента Порошенко заниматься хоть какими-то антикоррупционными реформами. И у него не было никакого стремления к этому», — ответил он.
Сенатор Роберт Менендес (демократ от штата Нью-Джерси) поинтересовался у Салливана, как он расценивает действия Трампа в отношении президента Украины Владимира Зеленского.
«Запрашивание расследования действий внутриполитических оппонентов, на мой взгляд, не соответствует нашим ценностям», — заявил дипломат.
Салливан согласился с тезисом, что бывший посол США на Украине Мари Йованович стала жертвой скоординированной кампании, направленной против неё, и не допустила в своей работе никаких ошибок. При этом он выразил уверенность, что утрата доверия со стороны президента (а именно такую причину досрочного отзыва главы посольства в Киеве ему назвал госсекретарь США Майкл Помпео) было достаточным основанием для её увольнения.
«В случае утверждения моей кандидатуры на пост посла США в РФ я намерен взаимодействовать с россиянами с целью отдавать должное российской культуре, чтить историю России, а также прислушиваться к их взглядам на вопросы, которые объединяют и разделяют нас, а также напрямую доносить до них свою американскую точку зрения. Я буду способствовать улучшению понимания действий Соединённых Штатов среди россиян», — пообещал Салливан.
Нужно ли первому заместителю госсекретаря паковать чемоданы и готовиться к переезду в Москву, станет известно на днях, когда состоится голосование в Сенате, но, судя по информации агентства Associated Press, решение будет положительным — на его место уже готовятся назначить спецпредставителя США по КНДР Стивена Бигана. Его, к слову, тоже называли в числе кандидатов на пост посла США в РФ.
Риторика Салливана по отношению к России кажется достаточно миролюбивой, но в ходе выступления он обвинил Москву во вмешательстве во внутренние дела Штатов. Впрочем, эта фраза проходит красной нитью через заявления всех высокопоставленных американских чиновников, что обусловлено внутриполитической ситуацией США, разрядить которую не смогло даже безрезультатное расследование спецпрокурора Роберта Мюллера. Если учесть, что ставки будут только расти, всё же на кону президентский пост, то ожидать кардинальных перемен в российско-американских отношениях как минимум до января 2021 года, когда состоится инаугурация 46-го хозяина Белого дома, не стоит.
Если между Москвой и Вашингтоном не возникнет новых болевых точек за время работы американского посла, это уже можно будет записать в его актив. Хотя это явно не уровень двух сверхдержав, которые должны выводить международные отношения на новые высоты.