День 25 сентября 2019 года стал важной датой для украинско-американских отношений. Во-первых, состоялись первые двусторонние переговоры президента Украины Владимира Зеленского и хозяина Белого дома Дональда Трампа. Во-вторых, Белый дом, как и обещал, опубликовал стенограмму телефонного разговора глав государств, состоявшегося 25 июля, из которой стало ясно, что Вашингтон не угрожал Киеву заморозить военную помощь в случае отказа провести расследование деятельности бывшего вице-президента США Джо Байдена, до недавнего времени считавшегося наиболее вероятным соперником Трампа на предстоящих выборах, и его сына Хантера.
В-третьих, президент США прямым текстом призвал украинского президента улучшать отношения с Россией.
И, наконец, в-четвертых, Трамп дал понять, что США в дальнейшем (во всяком случае его администрация) не хотят углубляться в политические перипетии украинской внутренней и внешней политики, участвовать в "нормандском формате", считая, что все это забота Европы, прежде всего Германии и Франции.
Как эта встреча повлияет на внутриполитические расклады в Соединенных Штатах и какое место во внешней политике США занимает Украина, в интервью изданию Украина.ру пояснил американист Дмитрий Дробницкий.
— Дмитрий, опрос исследовательского центра Университета Квиннипэк, опубликованный 25 сентября, показывает, что Байден впервые уступил лидерство среди участников праймериз Демократической партии — на первое место вышла сенатор Элизабет Уоррен. Как вы считаете, заварив историю с запуском импичмента и добившись публикации стенограммы беседы, где не было никакого шантажа со стороны Трампа, демократы подставили Байдена и фактически уже подарили действующему президенту второй срок или снижение доверие к Байдену — случайное совпадение?
— Понятно, что, если исходить из простых прагматических интересов Демократической партии, как кажущихся — победить Трампа на выборах в 2020 году, сохранить большинство в Палате представителей и постараться побороться за Сенат, — в общем, конечно, срыв процедуры импичмента никоим образом им не соответствовал. Не случайно спикер нижней палаты парламента демократ Нэнси Пелоси говорила постоянно о том, что это не наш выбор, надо сосредоточиться на выборах 2020 года. Тем не менее, её продавили, и здесь очевидно, что под раздачу попадает Джо Байден. Может быть, скрипя сердце, Пелоси его и слила таким образом.
Для ультралевого крыла Демократической партии, для социалистов гораздо фундаментальнее задача не свалить Трампа в 2020 году, а захватить власть в Демократической партии. Для Нэнси Пелоси важно сейчас, очень точно маневрируя, подставить под неизбежный обратный удар, под бумеранг запущенного импичмента, именно левое крыло партии, сохранив себя в качестве лидера умеренных демократов в Конгрессе. Все играют свою собственную игру, в этой ситуации под раздачу попал Байден. Для Трампа, конечно, тоже определённая игра нервов, но, если он выстоит, для него это гарантированный второй срок.
Получилось, что все при своих, кроме старика Джо. В очередной раз его использовали в качестве пешки, которой жертвуют по мере продвижения избирательной кампании. Так было много раз. В 2008 году Байден был местоблюстителем номинанта от Демократической партии, а потом вперёд вышли Хиллари Клинтон и Барак Обама, Байдену, конечно, подарили пост вице-президента, но, тем не менее, его слили. В 1988 году та же самая ситуация: его бросили в политическую игру, а потом со скандалом слили. В 2016 году знаменитая байденовская пауза тоже была разыграна с целью максимально взвинтить ставки на Хиллари Клинтон.
В этом плане и сейчас, наверно, Байден попадает под раздачу, и понятно, почему он так злится, обижается. Но надо было слушать советы Обамы, когда советовал ему не выставлять свою кандидатуру.
— Кто в администрации Трампа занимается украинским вопросом и насколько слово президента имеет влияние на формирование этого направления во внутриполитическом курсе Штатов?
— Если говорить об администрации президента, то есть непосредственно ближнем круге президента Соединённых Штатов, то никто Украиной не занимается. Формально этим должны заниматься и советник по нацбезопасности, и госсекретарь — все они должны заниматься Украиной, но реально ей никто не занимается. Это не тот уровень внешнего управления, который был при администрации Обамы, где целый вице-президент и заместитель госсекретаря занимались непосредственно украинским направлением.
Смотрящий за Украиной Курт Волкер абсолютно оторван от реальных дел в Белом доме, это третьесортный функционер Госдепа. В этом и вся проблема. Наверно, поэтому Зеленский и бросался в такие объятия к Трампу, и в общем значительно подставился с этим делом.
— Можно ли говорить, что есть гласная или негласная договорённость, что Украиной должны заниматься Россия и Европа? К тому же последнее время Трамп активно продвигает тезис, что финансировать Украину должны и другие государства, а не только США.
— Нет, это желание Трампа сбросить эту горячую картофелину с рук на руки Евросоюзу. С 2016 года это было понятно, когда он участвовал в президентской кампании.
Взаимного желания у Евросоюза полностью переложить ответственность на себя нет, абсолютно точно, несмотря на все заявления Эммануэля Макрона. В Европе вообще с ответственностью очень плохо, а с геополитической — тем более.
— То есть, заявляя, что Трамп пообещал Украине помочь вернуть Крым, Зеленский выдаёт желаемое за действительное?
— Разумеется. Ему там посочувствовали, а он, наверно, и думает, что Крым вернут и так далее. Это всё предельно далеко от интересов Трампа. Ему даже Западная Европа не очень интересна, не представляется она ему местом для американских национальных интересов для большой стратегической политики, уж тем более маленькое государство на границе с Россией, с которой надо договариваться о более глобальных вещах, не интересна.
Поскольку в Конгрессе есть определённого рода фиксация на Украине, то Трампу приходится делать какие-то экивоки в одну и другую стороны, но розыгрыш украинской карты во внутриполитической борьбе Соединённых Штатов, с одной стороны, выдвигает Украину на первое место мировой прессы, а с другой — крайне опасен и для Киева, и лично для Зеленского, и для всех людей, которые под эту мясорубки подставились.
Вот ещё какой момент важен — в условиях, когда администрация фактически не занимается Украиной, Украиной занимается Конгресс США. Это наихудший расклад для малой страны.
— Получается, что Трамп воспринимает Зеленского только как инструмент для достижения собственных целей?
— Несомненно. Наверно, лично к нему относится неплохо, нет такого «парень, сейчас я буду тебя использовать!». Наверно, даже личную симпатию к нему даже испытывает, судя по стенограмме, но при этом Украина, Зеленский — это всё мелко. Зеленский — это даже не Ким Чен Ын в планах Трампа, это человек, на пару порядков ниже, чем Макрон, а он-то в представлениях президента США — большой европейский неудачник.
Да, учитывая внутриполитическую борьбу, давай поговорим ласково, но всё остальное находится далеко за пределами его стратегических целей.
— Призывами к Зеленскому решить все вопросы совместно с Путиным Трамп хочет закрыть украинский вопрос и сам перейти к тесному сотрудничеству с Россией?
— У Трампа вообще есть большая идея — очень много мировых вопросов можно решить, разговаривая с Владимиром Владимировичем и товарищем Си. Это абсолютно точно. Он эту идею явно и неявно высказывал несколько раз. В этом смысле на всём, что способствует и препятствует такому формату, Трамп будет заострять внимание.
«Семёрка», ООН могут кричать всё что угодно, но если эти три человека договорятся по конкретному вопросу в любой точке мира, то никто не воспротивится. Всё будет так, как они договорились.