Об этом говорили российские и украинские эксперты, политики и журналисты в ходе состоявшейся в четверг, 19 сентября, пресс-конференции на тему «Газовая война грозит расколоть Европу» в рамках спецпроекта «Украинское досье» издания Украина.ру.
Спорят не о газе, а о деньгах
На зашедших в очередной тупик газовых переговорах речь идёт вообще не о газе, а о деньгах. С таким утверждением выступил главный советник Аналитического центра при правительстве РФ, профессор Леонид Григорьев.
«На самом деле это не про газ, это про деньги. Помните, был фильм «Процесс о трёх миллионах»? Это переговоры о двух миллиардах долларов, которые мы заплатили за прокачку 85 млрд кубов газа. Вот, собственно, о них», — сказал эксперт, добавив, что вообще в этой сфере речь всегда идёт «о газовых деньгах, на которых создана значительная часть всех состояний в Украине».
Что касается упомянутой суммы в два млрд долларов, то, по словам эксперта, «это не плата за проход».
«Это стандартные европейские контракты. Такие же есть и у норвежцев, и у всех. Эти деньги должны идти на мониторинг газопроводов, починку. Там лишь небольшая доля прибыли. Эти деньги технически связаны с самой прокачкой. Нет прокачки — нет денег», — отметил Григорьев.
Он пояснил, что Евросоюз хотел бы оставить такое субсидирование «Нафтогаза» за счёт России. По его мнению, стремление Европы подписать контракт 60 млрд кубометров хотя бы на 10 лет — это попытка обеспечить субсидирование «Нафтогаза» теми же самыми 2 млрд долларов, и судебные решения по газопроводу OPAL приняты именно с этой целью: «это попытка Европы обеспечить двухмиллиардное субсидирование украинского «Нафтогаза», чтобы у них не болела голова».
Что касается перспективы разрешения нынешнего газового кризиса, то аналитик высказал надежду на то, что случится в очередной раз «газовый Новый год» — за десять минут до боя курантов стороны договорятся и отправятся пить шампанское. Хотя есть и сомнения в таком благополучном исходе.
Борьба за газовый рынок Европы
С тезисом, что переговоры идут не о газе, а о деньгах, не согласился депутат Государственной Думы РФ, первый зампредседателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин, отметивший: «это не о газе и не о деньгах, это как раз о политике».
Он отметил, что на трехсторонней встрече Украина-Россия-ЕС, которая состоится 19 сентября, будет две позиции: Украина будет настаивать на десятилетнем контракте на 60 млрд кубов ежегодно с перспективой увеличения до 90 млрд кубов, а Россия хотела бы вместо этого предложить однолетний контракт. При этом ЕС играет на стороне Киева.
По его словам, для Европы, которая взяла на себя обязательства успокоить Украину тем, что ее газовая труба будет наполнена, важно продемонстрировать, что она эти обязательства выполнит и заставит Россию прокачивать определенные объемы газа через украинскую трубу.
«Вот об этом разговор, а не о двух миллиардах (долларов. — Ред.)», — сказал Затулин. Он пояснил, что все подготовительные шаги к тому, чтобы постараться принудить РФ к этому, сделаны: решение европейского суда по OPAL, ограничен российский экспорт, а Дания продолжает тянуть с разрешением на прокладку «Северного потока-2» через свою исключительную экономическую зону.
Это делается в том числе для того, чтобы создать условия для замещения в Европе «проблемного» (поскольку «сами же европейцы создают проблемы») российского газа американским сжиженным природным газом (СПГ), отметил политик.
«Есть, конечно, проблема с ним, он дороже. Это вот никак не вырубишь топором. Но для того чтобы он стал не столь одиозен, надо создать проблемы на пути транспортировки российского газа. Происходит борьба за газовый рынок Европы на перспективы», — подчеркнул Затулин.
Расчёт на русский гуманизм
Россия должна прекратить поставки газа через украинскую ГТС в 24:00 1 января 2020 года, из таких затяжных кризисов необходимо выходить при помощи радикальных методов, считает журналист и политолог Виталий Третьяков.
«Иначе выйти из него (из кризиса. — Ред.) при данном раскладе сил невозможно», — сказал он, добавив, что «это действительно сильное политическое решение», очевидно, что президент РФ Владимир Путин будет принимать это решение или самолично, или после консультаций со «свободными, независимыми, цивилизованными западноевропейскими политиками».
Однако, по словам Третьякова, ставить на то, что это случится, не стоит, поскольку проблема газа — «чисто политическая». При этом Запад играет с Киевом против России, и за оставшиеся до 1 января три месяца эту позицию он не изменит. Есть и «расчёт на «русский гуманизм, на то, что за час до Нового года Владимир Владимирович (Путин. — Ред.) скажет: ну как же, братский народ, и так далее, откроем вентиль, пустим туда газ».
«Это совершенно серьёзный психологический и политический расчёт. Тем более что мы так много говорим о братском народе, что сам Бог велел этим воспользоваться, и, кстати, периодически именно на эту педаль нам и давят», — сказал Третьяков. Он добавил, что есть и ещё один фактор: что бы ни случилось, в любом случае во всём будет виновата «авторитарная» Россия.
«Я считаю, что Россия уступит, и будут задействованы вот эти рычаги, плюс какие-то обещания», — сказал журналист, отметив, что можно было бы верить в другие варианты, если бы были заметны изменения в позиции Запада в отношении Украины, но таких признаков пока нет.
«Европа уже расколота»
И всё же единства в позиции Запада нет, Европа уже расколота по газовому вопросу, считает украинский эксперт, сопредседатель «Фонда энергетических стратегий» Дмитрий Марунич.
«Есть чёткая позиция ФРГ, при всех раскладах они заинтересованы в построении крупного хаба на своей территории, и он невозможен без увеличения поставок туда российского газа… Есть позиция Польши и вот этих так называемых прибалтийских тигров, они не в экономическом смысле, а именно в политическом смысле постоянно раздувают этот костёр войны», — сказал эксперт, отметив, что как раз эти страны от строительства российских обходных трубопроводов ничего не теряют.
Очевидно, что этот раскол углубится, если будет сбой в поставках газа в некоторые европейские страны этой зимой.
Марунич отметил, что, помимо вопросов экономики и политики, есть и важный вопрос нормального бытового выживания балканских стран и Приднестровья. И это один из факторов, который может повлиять на решение российского руководства, предположил Марунич.
По мнению эксперта, наиболее реалистичен сценарий, при котором «Газпром» продолжит поставки газа в Европу без контракта, при этом Киев не имеет права прерывать транзит.
США идут к цели
США давно хотели поставлять свой газ в Европу и на Украину, но это нельзя было сделать до тех пор, пока он стоил 50 долларов за 1000 кубометров по контрактам, подписанным бывшим президентом Леонидом Кучмой. Об этом рассказал экс-депутат Верховной Рады Олег Царёв.
«Разрыв контрактов, крайне невыгодный для Украины, это был первый шаг, чтобы поднять цену для Украины. Чтобы поставлять сжиженный газ, цена его должна быть хоть чуть-чуть сопоставима с ценой российского газа», — указал политик, добавив, что американцы действуют стратегически системно и последовательно, продолжая с тех пор идти к поставленной цели.
На Украине практически постоянно находится спецпредставитель США по международным энергетическим вопросам Амос Хохштейн, который является другом и ставленником бывшего вице-президента Джо Байдена, который реализует разработанные им программы.
Один из зампредов «Нафтогаза», по сведениям Царёва, является гражданином США и занимается поставками реверсного газа, при этом физическая возможность реверса сейчас почти в десять раз меньше, чем официально указано в контрактах.
«Ущерб бюджету Украины по поставкам реверсного газа был нанесен весьма существенный», — отметил политик, добавив, что новой украинской власти можно расследовать деятельность тех, кто поставляет этот реверсный газ, — «и пусть попробуют объяснить, зачем народ Украины переплачивал за этот реверс». При этом экс-депутат Рады снова повторил, что американцы вполне последовательно идут к тому, чтобы когда-нибудь — через год, три, пять — поставлять на Украину свой газ.
Что касается газового транзита российского газа через Украину, то ситуация у «Газпрома», по словам Царёва, объективно достаточно сложная, поскольку обходные газопроводы не были построены в срок. Именно поэтому была предложена 25%-ная скидка Украине на стоимость газа, отметил политик. Украина тем временем закачала приличные объёмы газа в хранилища.
«Мне кажется, будет очень непростая ситуация у «Газпрома», — сказал Царёв. По его мнению, это может вынудить корпорацию пойти на поиск компромиссов, а Киев, учитывая преимущества своей позиции, «выкручивает руки».
Нужна ли «газовая дубинка»?
И всё-таки газовая история больше про экономику, нежели про политику, отметил журналист, эксперт по энергетическим вопросам Глеб Простаков. По его словам, «политика здесь вторична, особенно после смены власти на Украине», у Москвы нет особой необходимости грозить «газовой дубинкой», чтобы принудить Украину, например, к мирному урегулированию конфликта на востоке страны.
«Сейчас в этом особой необходимости нет. В Украине есть свои противоречия, с ней можно договариваться, новая команда, она, скажем так, даёт некое понимание, что компромисс возможен. Поэтому эта история про экономику», — сказал эксперт.
По его словам, отказ от украинского транзита — вариант, при котором проигрывают все. Ведь неизвестно, какая ситуация может возникнуть в Европе завтра. Для «Газпрома» сохранить украинское направление — «это хорошо, вопрос только в том, на каких условиях».
Глеб Простаков отметил, что к термину «газовая война» следует добавить определение «Первая мировая», настолько много тут участников и заинтересованных сторон. Интерес США понятен — зайти на европейский рынок газа, азиатские рынки уже поделены. Европейский тоже поделен, но США рассчитывают выбить с него Россию, и в данном случае Россия не агрессор, а жертва, Москва обороняется, подчеркнул эксперт, добавив, что и «Северный поток-2» — оборонительный, а не наступательный проект.
По мнению эксперта, США рассчитывают получить нерыночное преимущество, создав в Европе искусственный дефицит, выбив РФ. А сделать это можно, максимально затянув строительство «Северного потока-2» и перекрыв украинскую ГТС. Блокировка транзита выгодна исключительно США и их сателлитам в Европе, подчеркнул Простаков. Он добавил, что со временем США готовы будут поставлять газ в Европу в большом объёме, и это может быть только в том случае, если там не будет России.
В свою очередь, Марунич выразил сомнения в эффективности такого плана. По его словам, создать искусственный дефицит можно, но он не может длиться вечно, а пока что сжиженный газ минимум на 30% дороже трубопроводного.
Напомним, контракт на транзит российского газа через Украину истекает 1 января 2020 года. «Нафтогаз» заявлял о готовности сократить исковые требования к «Газпрому» с $12 млрд до $2 млрд в случае заключения долгосрочного контракта по транзиту газа через территорию Украины. Представители «Газпрома» называли условием продления контракта на транзит своего газа через территорию Украины полный отказ «Нафтогаза» от исковых требований к российской компании. Кроме того, Москва предлагала Киеву заключить контракт на транзит газа сроком на один год.