- Новый парламент начал работу, утверждено правительство, прошли кадровые назначения в СБУ, ГПУ и других ведомствах. Что скажете об этих назначениях?
— Во-первых, в предвыборном списке партии Зеленского были другие люди. И если мы сравним, то увидим, что не совпадают во многих случаях новые назначенцы с теми, кого они ранее презентовали в качестве «команды президента», — только пять человек были избраны от «Слуги народа», Гончарук и остальные появились как кролики из шляпы фокусника.
Во-вторых, не было никакого обсуждения этих кандидатур. Если задать вопрос, почему министром обороны стал вот этот человек, а министром образования — другой, то никакой конкретики мы не увидели на этот счёт. В лучших традициях Януковича (помните, как глава Нацбанка Украины Арбузов впервые в истории не выступал перед депутатами?) внесли, проголосовали и назначили.
В-третьих, следует отметить тот момент, что нет никакой программы Кабмина. Как я уже говорил, по большому счёту Зеленский — это тот же Порошенко, только «в профиль». Точно так же не было программы и у правительства Гройсмана. Чего они с помощью такого хода пытаются добиться? А они не конкретизируют никакого списка обязательств, что они собираются делать. Хотят затруднить задачу отслеживать и аргументированно критиковать: вы обещали одно, а делаете другое. Они (команда Зеленского. — Ред.) стараются максимально избежать конкретики, то есть продолжают вести себя так же, как вели во время предвыборной кампании, стараются не брать на себя никаких конкретных обязательств. Но выборы — это кто себя лучше похвалит и «продаст» избирателю, а руководить страной — это совсем другое. Тут технология «кот в мешке» не особо подходит, если только новая власть не решила управлять с помощью манипулятивных приемов, когда на публику говорят про демократию, а на деле пытаются давить каналы вроде Newsone и «112».
Вообще с точки зрения применяемых новой властью пиар-технологий я всё больше параллелей провожу, знаете с кем? С Ющенко.
- Почему именно с Ющенко?
— Точно так же Ющенко рассказывал, что у него правительство «не будет красть». Помните, как он губернаторов назначал? Спрашивал: ты не будешь красть?— Тот говорит: нет, не буду… Ющенко: Иди, работай губернатором!
Так и теперь новый премьер начал с обещаний, что его правительство воровать не будет. Хотя нынешнее правительство — это конгломерат самых разных игроков, их, заметьте, не премьер подбирал. Более того, Гончарук лично даже не знает часть министров. Не он подбирал и не он презентовал это правительство, поэтому эти люди от него не зависят. Сборная солянка. И если бы премьер хотел сказать правду, он сказал бы: не могу гарантировать, как поведут себя все, но кто будет воровать, — больно получит. Но он расписывается: воровать не будут! Такое впечатление, что подняли старые заготовки, такое впечатление, что 2005 год на дворе. Я тогда сам участвовал в предвыборной кампании и вижу теперь те же технологии. Главная технология проекта «Зеленский» — верь в чудо! Как пел Юрий Антонов, «Поверь в мечту». А теперь вспомните, как Ющенко продвигали, — говорили, что он «мессия», что это чудо, что придёт новая честная власть… То есть не надо задавать ключевой вопрос, а как именно они сделают чудо. Все просто — придет «мессия», и все само собой наладится. Ну, на практике мы увидели, как оно наладилось. Точнее, увидели что никак.
Сейчас та же самая технология, просто используются немного иные словесные обёртки. Но так же предлагается не думать, не анализировать, а просто поверить в чудо и самим в своём воображении наделить сверхъестественными способностями своих правителей, идеализировать их. Не удивлюсь, если выяснится, что сейчас та же фирма американская работает, что и в 2004-2005 годах.
- Действительно, есть сходство…
— Вот вспомните, как тогда премьер Юлия Тимошенко раскладушку показывала — мол, в кабинете спит, так много работы. А новый премьер сейчас на самокате по Кабмину катается. То есть бюрократический орган, документооборот, серьёзная работа — как привлечь внимание каким-то неожиданным ходом? Вот политтехнологи изобрели в 2005-м раскладушку. Этот образ символизирует, что премьер там днюет и ночует… Ну а чего, избиратель, думающий телевизором, поверит…
А дальше вопрос инструментария. В 2005 году была востребована раскладушка, а теперь вот самокат. Понятно, что это очередная пиар-разводка для тех, кто не склонен вдумываться. Мы же понимаем, что хоть триста километров по правительственным коридорам на самокате накатай, — экономика и социалка от этого расти не будут. Но зато яркая картинка. Если мы подумаем, можем придумать что-то ещё в таком роде — например, надувную лодку принести в Кабмин и министров посадить на вёсла — работаем, мол, мы единая команда и действуем в едином порыве. Почему нет. К реалиям жизни украинцев это отношения не имеет, но запомнится. Видим, что используются те же самые приёмы.
Вот такая получается картина. При этом они очень спешат. В понедельник было совещание президента с главой Верховной Рады, с Кабмином, там это было заметно.
- Обещают провести все реформы за год?
— Да. А почему спешат? Видимо, они чего-то опасаются. Опасаются, что, после того как пойдут первые непопулярные решения, резко рухнет рейтинг, и начнётся центробежное брожение во фракции «Слуги народа». Как мы уже отмечали, фракцию делали по принципу лебедя, рака и щуки, которые в этой ситуации могут полезть в разные стороны. И тогда, возможно, не будет в парламенте голосов для того, чтобы принять все эти решения в полном объёме, провести их через Верховную Раду.
- При этом они ранее не конкретизировали, какие реформы собираются проводить. Кроме введения рынка земли, о чём говорят открыто.
— На этой встрече вынуждены были уже конкретизировать. И Зеленский называл конкретные сроки, когда должны отчитываться о выполнении ответственные лица. Кстати, забавный момент: среди ответственных президент и главу Верховной Рады упомянул. Такие ляпы постоянны, потому что Зеленский — человек посторонний для политики, и он постоянно прокалывается на этих нюансах. Хочется напомнить товарищам, что Верховная Рада и глава Верховной Рады — это отдельная ветвь власти, которая президенту не подчиняется. И он не может никаких указаний давать главе Верховной Рады, назначать его ответственным за что-либо.
- Новый глава МИД Пристайко пообещал продвижение к миру в Донбассе в течение полугода. Реально ли это?
— Говорить о том, реально это или нет, мы сможем тогда, когда увидим какую-то конкретику, которую они предлагают. Нужен конкретный план действий, как реализовывать пункты Минских соглашений. Но такого плана мы пока не увидели, нет никакой конкретики. На то, что они сами будут выполнять эти соглашения, я бы вообще не стал надеяться. Зеленский уже больше ста дней как президент, а на Донбассе — обострение за обострением. Хотя это от Зеленского зависит, он может прекратить войну, потому что является Верховным главнокомандующим.
- Пристайко сказал, что сейчас не так важно, как будет происходить урегулирование кризиса — «или посредством приглашения миротворческой миссии, или путем выполнения Минска»… А важно, что за полгода.
— Красноречивый пример, что они в трёх соснах заблудились. Вообще миротворцев и планировалось вводить для того, чтобы обеспечить выполнение «Минска-2», или-или — так не ставился вопрос. Надо просто почитать Минские соглашения, и сразу отпадает много фантазий. Тут другой момент: сами они (новая власть на Украине. — Ред.) не будут ничего реализовывать. Кризис на Донбассе разрешится тогда, когда договорятся Вашингтон и Москва. А когда договорятся — непонятно, потому что у кремлевских нет никакого понимания по Украине, есть только имитация работы.
Но тут есть другой риск: Вашингтон и Москва могут договориться о каком-то конкретном плане действий, а вдруг окажется, что украинские власти его не способны реализовать? Потому что, во-первых, у них нет своего плана, во-вторых, как это делать, они не понимают. В данном случае вот такой риск я бы обозначил. Ребята реально рискуют, потому что, когда им поступит команда — принять такие-то законопроекты, обеспечить такие-то шаги, — окажется, что они просто не способны это сделать. Потому что у нас глава МИД не понимает, зачем вообще предлагалась идея введения миротворцев, как это соотносится с Минскими соглашениями, и так далее.
- Владимир Зеленский выступил несколько неожиданно, фактически с угрозами в адрес «Оппозиционной платформы», пообещал раскрыть схемы финансирования и заявил, что эта история очень плохо закончится, надо полагать, для оппозиции. Чем, на ваш взгляд, это вызвано?
— Я думаю, тут следует выделить две плоскости, два мотива, почему прозвучали такие заявления. Во-первых, скажем так, Зеленский не сам озвучивает эти, с позволения сказать, угрозы. Это результат того, что сильно занервничал Игорь Коломойский, потому что он пальцы гнул и рассказывал, как он классно всё порешает (в отношениях с РФ. — Ред.), а в итоге никто ничего не порешал, да и общаться с его эмиссарами никто не захотел.
И, судя по всему, решили другой план воплощать в жизнь — максимально дискредитировать Зеленского, представить его в глазах политической элиты РФ в качестве недоговороспособного человека, а затем предложить себя в роли посредников. Поэтому когда Зеленский озвучивает все эти нападки на Виктора Медведчука, на «Оппозиционную платформу», то не понимает, что сам себе ограничивает свободу маневра.
Потому что в случае атаки никто в РФ с ним разговаривать не будет. Правда, и с Коломойским тоже никто договариваться не намерен.
А проблемы на российском направлении новая власть может себе заработать серьезные. Потому что даже самые упоротые признают, что есть огромное количество взаимосвязей (между РФ и Украиной. — Ред.), — это и ТВЭЛы, ядерное топливо, это и уголь… Например, новая власть уже попыталась эти схемы в энергетике переключить на российский уголь. Но отключат эти схемы. В общем, здесь мы наблюдаем некую нервозность.
Это первый момент. А второй заключается в том, что предвыборную кампанию они (команда Зеленского. — Ред.) строили на том, что была минимальная конкретика, а просто предлагали поверить в чудо, чтобы избиратель сам дальше дофантазировал, каким классным президентом будет Зеленский, как он будет заботиться о благе народа, и так далее.
Но вот реальная жизнь — и надо какие-то реальные действия предпринимать. А мы видим, что эти действия новой власти вызывают всё большее отторжение. В первую очередь у тех, кто стоит на позициях, скажем так, Антимайдана, или на позициях условного Юго-Востока. И эти голоса будут отходить к кому? К таким конкурентам, как партия Медведчука, как «Оппоблок», хотя Вадим Новинский нацелен прекратить этот проект и больше «из болота не тащить оппоблока», другим проектам подобной направленности, если они, конечно, возникнут. Это вторая причина такой нервозности.
Итак, с одной стороны, эту нервозность провоцируют утраченные иллюзии Коломойского, с другой — это определённая ревность, предчувствие, что голоса будут отходить. А ещё ведь надо пережить местные выборы. Если падение рейтинга «Слуги народа» пойдёт быстрыми темпами, то на местных выборах будет совсем другая картина, не та, что получилась на выборах парламентских.