В среду, 4 сентября, исполняется 70 лет со дня рождения Григория Суркиса. Нельзя сказать, чтобы он мог серьезно пожаловаться на свою судьбу. Григорий Михайлович является почётным членом УЕФА и почётным президентом Федерации футбола Украины. А совсем недавно он в третий раз стал народным депутатом Украины — на этот раз от партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» и на днях даже занял пост секретаря Комитета по вопросам молодежи и спорта Верховной Рады Украины. А его младший брат Игорь все также является практически бессменным президентом столичного футбольного клуба «Динамо» Киев.
Между тем, нынешний Суркис — лишь тень былого хозяина украинского футбольного королевства. После отставки с поста главы ФФУ в 2012 году его всеобъемлющее влияние на украинские футбольные дела резко снизилось — что, в прочем, никак не повлияло на находящийся в коме украинский футбол.
Снизились и финансовые накопления — еще накануне Евромайдана Григорий Суркис занимал 88 позицию в сотне самых богатых украинцев с активом в 134 млн долларов, а уже в прошлом году неумолимый Форбс оценил его состояние в сумму 76 млн долларов.
Кроме того, в этом году Григорию Суркису пришлось покинуть пост вице-президента УЕФА. Этому предшествовал скандал — по данным американского журналиста Тима Вайта Суркис якобы подкупал функционеров ФИФА для лоббирования интересов России при подготовке Чемпионата мира 2018 года. Однако эти обвинения носили явно заказушный характер, и не пошли дальше страниц желтой прессы.
Американское издание The Sports Daily также обвинило Суркиса в коррупции, заявляя, что он финансировал предвыборную кампанию легендарного футболиста Мишеля Платини на пост президента УЕФА, получив за это выгодные строительные подряды — а после дисквалификации Платини Григорий Михайлович якобы даже попал в поле зрения Федерального бюро расследований.
Национальная полиция Украины подозревает братьев в организации мошеннической схемы с целью неуплаты платежа солидарности за трансфер футболиста Андрея Ярмоленко. А Национальное бюро расследований интересуется махинациями с облэнерго, которые нанесли государству многомиллионный убыток.
Кроме того, Суркиса обвиняли в незаконных сделках вокруг строительства спортивной базы в Гореничах — выделенные на нее в УЕФА средства куда-то таинственным образом исчезли. Хотя при этом все обвинения в адрес бывшего главы ФФУ носят косвенный или общий характер — не причиняя юбиляру каких-то особенных неприятностей. Они обошли его и в политике — и сейчас мало кто вспоминает Григорию Михайловичу его бывшие лидерские позиции в СДПУ(о) и тесные отношения с Виктором Медведчуком, который является предметом особой ненависти со стороны украинской националистической публики.
Гораздо серьезней другое — факт в том, что украинский футбол превратился при Суркисах в вязкое болото договорняков, где на первом этапе полностью доминировало обеспеченное их отеческой поддержкой «Динамо» — пока с этим не покончила новая эра донецкого «Шахтера».
С тех самых пор, когда инженер-пищевик, начальник управления комплектации Киевского горисполкома, а затем президент Украинского промышленно-финансового концерна «Славутич» осознал политическое и финансовое значение спорта, поставив под свой контроль сначала популярнейший клуб Украины — а затем и новоиспеченную национальную футбольную федерацию — дела «Динамо», а также дела украинской сборной, шли ни шатко, ни валко — за исключением кратковременной эры Владимира Лобановского. Причиной этого было то, что новые собственники банальным образом проедали наследие великого клуба, наработанное в советские времена — не особо вкладываясь в его реальный спортивный рост.
Ну а в последние годы «Динамо» откровенно не блещет даже на национальном уровне, где тихо умерли из-за долгов «Металлист» и «Шахтер». И это несмотря на обвинения в том, что функционеры клуба уходят от налогообложения, декларируя заниженную официальную зарплату своих футболистов. При этом братья Суркисы не в состоянии элементарным образом контролировать нацистских фанатов «Динамо», которые открыто оскорбляют его владельцев и вдобавок приносят им постоянные штрафы за расистские выходки на трибунах.
Нет, Григория Суркиса нельзя назвать банальным динозавром из девяностых. Он был едва ли не единственным представителем бывшего СССР, который стал спортивным функционером всеевропейского, и даже глобального уровня. Об этих достижениях наверняка вспомнят сегодня за обильным юбилейным столом, где будут звучать традиционные футбольные тосты, вроде: «Жизнь пролетела, как мяч».
Вот только реальным наследием уходящей «эры Суркиса» является плачевное состояние украинского футбольного хозяйства, полностью деградировавшего с уходом эпохи общесоюзных чемпионатов — где бились когда-то «Спартак» и «Динамо», вызывая интерес и восхищение миллионов.