Президент Дональд Трамп попросил свою команду национальной безопасности пересмотреть программу финансирования, известную как «Инициатива помощи Украине в области безопасности», с целью гарантировать, что деньги используются эффективно в интересах Соединенных Штатов, сообщил изданию POLITICO высокопоставленный чиновник администрации.
Но задержки, пишет издание, происходят на фоне вопросов о подходе Трампа к России, когда президент неоднократно преуменьшал уровень военного вмешательства Москвы на Украине и настаивал на том, чтобы Россия была восстановлена в G7, ежегодном саммите крупнейших развитых экономик мира.
Пересмотр проводится на фоне более широких внутренних дебатов о том, следует ли прекратить или сократить многомиллиардные программы оказания помощи другим государствам.
Военная помощь США Украине уже давно рассматривается как лакмусовая бумажка для того, насколько сильно американское правительство давит на Москву, — утверждает POLITICO.
Администрация Трампа в 2017 году одобрила продажу летального оружия Украине, сделав шаг, который администрация Обамы никогда не делала.
Этот шаг был расценен как признак того, что правительство США заняло жесткую позицию по отношению к Владимиру Путину, несмотря на публичную риторику президента Трампа, который льстит, говоря о российском лидере. Сокращение помощи Украине может привести к обвинениям Трампа в том, что его политика благоприятствует Москве.
На 2019-й финансовый год законодатели выделили Украине 250 млн долларов помощи в сфере безопасности, включая деньги на вооружение, обучение, оборудование и разведывательную поддержку. В частности, Конгресс выделил 50 миллионов на вооружение.
Теперь это финансирование ставится под сомнение. Чиновник администрации на условиях анонимности заявил изданию POLITICO, что президент хочет обеспечить приоритет интересов США, когда речь заходит о внешней помощи, и ищет гарантии того, что другие страны также «платят справедливую долю».
В число официальных лиц, которые рассматривают финансирование безопасности Украины, входят министр обороны Марк Эспер и советник по национальной безопасности Джон Болтон.
Объяснение Трампа не совпадает с мнением законодателей на Капитолийском холме, где члены обеих партий настаивают на увеличении военной помощи Украине и военных усилиях США по сдерживанию России в Восточной Европе.
Существует «по крайней мере, временный эффект», сказал представитель Том Малиновски, демократ из Нью-Джерси, член комитета по иностранным делам палаты представителей. «И большая проблема заключается в том, что Трамп снова показывает себя как сторонник России».
Средства для Украины не могут быть потрачены, пока они находятся на рассмотрении, и деньги закончатся 30 сентября, когда наступит конец финансового года. Счет был первоначально создан законодательством об оборонной политике, принятым в конце 2015 года, чтобы помочь Украине бороться с пророссийскими сепаратистами в Крыму (так — в тексте статьи POLITICO: автор, видимо, не разбираясь в географии, путает Крым с Донбассом) после того, как Москва аннексировала регион в 2014 году.
«Мы знаем о том, что [Управление по вопросам управления и бюджета] придерживается финансирования Программы по оказанию помощи Украине в области безопасности», — говорится в заявлении пресс-секретаря Комитета по ассигнованиям Палаты представителей Эвана Холландера.
«У нас есть серьезные опасения по поводу замораживания этих важных выделенных средств, и мы срочно спрашиваем администрацию о том, почему они задерживают эти ресурсы».
Комитет по вооруженным силам палаты представителей «знает об ограничении, но запросил дополнительную информацию о том, что оно означает и как применяется», — сказал чиновник изданию POLITICO.
В апреле этого года председатель комитета сената по вооруженным силам Джим Инхоф призвал увеличить финансирование программы по содействию безопасности Украины и утверждал, что большая часть денег «должна пойти на поддержку оборонительной летальной помощи, которая сделает Украину более трудной целью для агрессии Путина».
Более широкое стремление администрации Трампа заморозить или сократить иностранную помощь, которую чиновники Белого дома воспринимают как расточительную, вызвало интенсивную реакцию со стороны обеих партий. Законодатели предупреждают об ухудшении отношений с Белым домом, когда речь заходит об использовании выделенных средств.
На прошлой неделе администрация отказалась от плана на фоне откровенного недовольства конгресса, который сократил более 4 миллиардов долларов по десяти направлениям иностранной помощи, включая средства для международных операций по поддержанию мира, контроля над наркотиками и глобальных усилий в области здравоохранения. Администрация также отказалась от аналогичного плана в прошлом году.
Республиканец Хэл Роджерс, высокопоставленный член комитета палаты представителей, который контролирует финансирование Государственного департамента, и сенатор Линдси Грэм, член комитета сената по международным отношениям и ассигнованиям, предупредили Трампа, что они против пакета сокращений финансирования.
Республиканцы и демократы в комитете по иностранным делам палаты представителей и в комитете по международным отношениям сената также забили тревогу.
Даниэль Фрид, дипломат, который в последнее время был координатором Госдепартамента по санкционной политике, заявил, что этот пересмотр означает неверный сигнал демократическому союзнику, который находится под интенсивным давлением со стороны Москвы.
«Если у администрации есть веская причина для внезапного сокращения помощи Украине в области безопасности, она должна поделиться ею», — сказал Фрид POLITICO. «Новые лидеры Украины, вступившие в должность в результате свободных и справедливых выборов, заслуживают поддержки Америки, а не таких сигналов».
В то же время Трамп также придержал сотни миллионов долларов помощи странам Центральной Америки и стремился перетасовать федеральные средства, чтобы укрепить свои приоритеты иммиграционной политики принуждения.
Из опубликованного POLITICO анализа ситуации с финансированием и военной поддержкой Украины со стороны США можно сделать несколько важных выводов.
1. Президент США Дональд Трамп предполагает пока не столько сократить само финансирование (в масштабах США оно не существенно), сколько сделать пока анализ, насколько эффективно в интересах США эти средства использовались. Очевидно, что при анализе ситуации может возникнуть ряд скандалов, если выяснится, что закупочные цены на ряд вооружений искусственно завышались, а часть полученного из США военного оборудования (в счет тех же выделенных Конгрессом средств) вскоре оказалась без всяких объяснений у противоположной стороны (то есть ополченцев), так как была попросту закуплена "сепаратистами" у представителей ВСУ по бросовым для их реальной стоимости ценам.
2. Уже сама попытка пересмотреть принципы выделения средств из военного бюджета США на помощь Украине вызывает крайне отрицательную реакцию у так называемых украинских "патриотов" и радикалов.
3. В заявлениях официальных лиц в Вашингтоне отчетливо артикулировано, что средства для обеспечения Вооруженных сил Украины оружием выделяются на самом деле не для Украины, вернее, не столько для нее самой по себе, сколько для противодействия России. И это, пожалуй, главный вывод в этой истории.