А еще интересно то, что атомный реактор возведен в «стране-изгое» и уже стал политикообразующим. Ничего подобного на территории бывшего СССР и СЭВ, кроме России, нет и не предвидится. Белоруссия обязана возведением этого уникального объекта Александру Лукашенко, а он, в свою очередь, Владимиру Путину. Версии, что Минску помог бы кто-нибудь, кроме России, начать и закончить целую АЭС в 10-е годы XXI века, — печальные анекдоты.
Взлет и падение «мирного атома»
Бум пришелся на 50-е годы ХХ века, стартовав 9 мая 1954-го, когда в Обнинске дал ток реактор мощностью 5 МВт. Родился «мирный атом», разработки перестали быть секретными, начался международный обмен и появился мировой рынок атомной энергетики. До начала 60-х прогресс был поистине фантастическим. Всерьез велись разговоры о том, что «атомные батарейки» поглотят все остальные виды добычи электроэнергии. Каждый год появлялось что-то новое, чудесное. В 1954-м американцы испытывают первую атомную субмарину. В 1959-м на воду спущен первый атомный ледокол «Ленин». В СССР и США испытываются атомные самолеты на базе Ту-95 и В-36. И хотя проекты были признаны нерентабельными, уступив межконтинентальным ракетам, ядерные энергоблоки вышли в космос, дав космические АЭС SNAP, «Ромашку», «Бук», «Топаз», «Енисей», Kilopower. Разрабатываются атомные поезда и даже автомобили.
В 60-х романтическая эпоха сменилась прагматической. Начали строить первые частные АЭС, начиная с «Yankee Rowe» и «Dresden» в США. СССР разрабатывал дорожную карту электрификации советского блока. В 1972-м в Казахстане сдан первый реактор для опреснительного завода на Каспии. В 1973-м пущена Ленинградская АЭС мощностью 1000 МВт. Вершиной атомного бума стало нефтяное эмбарго арабских стран 1973-1974 гг. Но с его окончанием ажиотаж лопнул. Начались поставки природного газа, эмбарго на нефть отменили. Спрос на электроэнергию стабилизировался, цены на углеводороды перестали расти, а строительство и содержание АЭС, наоборот, стало дороже, чем добыча и транспортировка нефти и газа. Моментом истины стала авария на Чернобыльской АЭС, после которой отрасль погрузилась в глубокий кризис, который продолжается до сего дня.
Во всем мире число строящихся с нуля АЭС можно пересчитать на пальцах. В Южной Корее это объект Син Ханул. Турция строит «Акую» с помощью России. На Тайване это Лунгмэнь. По американскому проекту возводится Баракская АЭС в ОАЭ. В Бангладеш атомную станцию начали строить в Руппуре в 2017-м по российскому проекту ВВЭР-1200. По нему же построена и БелАЭС. До Белоруссии единственной страной бывшего СССР, где строились новые атомные электростанции, оставалась Россия: Балтийская, Курская-2, Ленинградская-2, Нововоронежская-2 и единственная в мире плавучая АЭС «Академик Ломоносов», которая на днях отправилась на Чукотку. Россия была и остается страной-донором и лидером отрасли, помогая зарубежным странам.
Постсоветская география
Первое место в бывшем СССР, как ни странно, занимала не Украина с пятью АЭС, а Литва с одной. Благодаря единственной Игналинской АЭС маленькая республика внезапно оказалась абсолютным мировым лидером по использованию ядерной энергии. Она производила ее больше, чем потребляла вся республика. В 2003-м в Литве было выработано всего 19,2 млрд кВт/ч, из них 15,5 на Игналинке. Этот показатель внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Избыток Вильнюс продавал другим странам. Вступление в ЕС застрелило рентабельную отрасль в затылок. Приговором стали реакторы РБМК просто потому, что они такие же, как на ЧАЭС. 1 января 2010 года Игналинская АЭС остановлена, персонал выброшен на улицу, станция использовалась лишь как съемочная площадка для сериала «Чернобыль». По извращенной логике проигравших эта экономическая трагедия стала причиной постоянных протестов со стороны Вильнюса против строительства БелАЭС.
В бывшем СССР и социалистическом СЭВ второе место по ядерной энергетике занимала Украина. На Советский Союз там вылиты мегатонны грязи, но именно Москва подарила Киеву пять АЭС. Ничего даже отдаленно напоминающего это «незалежная» возвести сегодня не в состоянии. После закрытия ЧАЭС станций осталось четыре, их ресурс истекает в 2025 году, никаких перспектив нет и не предвидится. Казахстану достался один, но уникальный атомный реактор на полуострове Мангышлак. С 1968-го он занимался опреснением каспийской воды, чем по бумагам занимается до сих пор. Но будущее очень туманно.
Уникальной в своем роде до сих пор является Армянская АЭС. Два энергоблока ВВЭР построены в 70-х годах ХХ века. Она была настолько качественной и продуманной, что катастрофическое землетрясение 1988 года не повредило ее. Но персонал сбежал и отказался возвращаться, так что консервацией занимались спецы с Кольской АЭС. ЕС требует ее закрытия «в связи с невозможностью модернизации». Впрочем, Россия взяла и модернизировала Армянскую АЭС, продлив срок ее эксплуатации до 2026 года.
Флагманы ЕС
Несмотря на «евростандарты», советские атомные станции на сегодня являются ключевыми энергокомпаниями в странах бывшего СЭВ. Пакшанская АЭС в Венгрии, построенная СССР в 70-х, производит почти половину электроэнергии в стране. В Болгарии единственная Козлодуйская АЭС, которую возвели советские специалисты еще в начале 70-х, дает половину электричества. Это настолько выгодно, что ЕС не добился закрытия. В 2012-м решили строить новые реакторы с помощью России. Но под давлением США проект отдали Вестингаузу. В результате ничего построено не было и скорее всего не будет.
В Словакии две АЭС — Богуницкая и Моховцевская. Построены СССР, первая в 70-е, вторая в 80-е. В Чехии — это Дукованская и Тамелинская. Обе спроектированы в СССР. Последняя после бархатной революции превратилась в долгострой, который все же завершили к 2002-му, через 20 лет после начала строительства. Расширение станции ЕС тормозит как может. Без участия СССР были построены только Чернаводская АЭС в Румынии и Кршковская в Словении.
Белорусское чудо
Учитывая все это, пуск БелАЭС — уникальное событие континентального масштаба. Впервые в бывшем СССР страна с не самой сильной экономикой справилась с возведением такого масштабного объекта. Этой экономической победе Минск обязан исключительно роли своего лидера, а он, в свою очередь, главе России и Союзному государству. Это очень важное уточнение. Без тандема Лукашенко-Путин ни о какой АЭС в начале XXI века в такой стране, как Белоруссия, речи быть не могло. Это витрина Союзного государства.
Старт строительству был дан 15 марта 2011 года в ходе визита Путина в Минск в роли премьера. При этом важно понимать, что БелАЭС с точки зрения выгоды Москве была совершенно не нужна. Россия запроектировала в регионе собственную, Балтийскую АЭС, так что, финансируя аналогичный объект в Белоруссии, «Росатом» конкурировал бы сам с собой. Кстати, ради союзной страны Москва вынуждена была заморозить этот объект. Впрочем, экономическое обоснование строительства находится в поисках новых вариантов заработка. Проект, безусловно, выгоден Белоруссии, так как создает рабочие места и экспортные перспективы.
Но оплатила строительство Россия. Для этого были выделены кредиты, не менее 12 млрд долларов, 90% суммы строительства свободными деньгами. Российская сторона выразила сомнения в возможности Белоруссии обслуживать кредит, так что предложено создание на станции совместного предприятия. Минск с предложением не согласился, переговоры продолжаются. Погашение кредита начнётся не позже 1 апреля 2021 года, но и здесь уже ведутся переговоры о реструктуризации.
А Литва против
Но есть в сказке про белорусское чудо и главный злодей. Это Литва, которая вредит где только может, вплоть до политических переговоров на всех площадках, где есть Белоруссия. Мотив понятен и банален. Вильнюс элементарно задавила жадность за то, что Минск получил все то, что еще недавно было у Литвы. Есть и более глубокие причины. До 2025 года прибалтийские страны хотели выйти из единой энергосистемы с Россией и Белоруссией. Соглашение об энергетической синхронизации с Европой было подписано в июне 2019-го, как раз накануне пуска БелАЭС. Теперь тестирование раздельной работы отложено.
Потеряв Игналинскую АЭС, Литва каждый год наращивает закупки электроэнергии у соседей. Только в Белоруссии в 2018-м купили более миллиарда кВт/ч, и это в семь раз больше, чем в 2017-м. За полгода 2019-го Белоруссия уже отгрузила Литве 900 млн кВт/ч. БелАЭС сделает это дешевле, но Литва против, вплоть до создания «европейской коалиции» и блокады. Это мечты, потому что Латвия — за БелАЭС. 90% энергоимпорта она получает из Швеции и Польши и хочет стать для России и Белоруссии «окном в Европу». Порядок, обязующий Москву и Минск заходить со своей электроэнергией в Прибалтику исключительно через Литву, фактически уничтожен самой Литвой. Вильнюс готовится демонтировать самую мощную из существующих линий электропередачи. А Латвия ударила в спину партнерам по ЕС, предложив перенести торговлю электроэнергией с третьими странами к своим границам. Похоже, кончится тем, что Вильнюс будет втридорога приобретать в Европе электроэнергию с БелАЭС. В общем, при всех нюансах это впечатляющая победа Русского мира над европейскими загогулинами.