Во вторник, 27 августа, исполнилось 77 лет со дня рождения Богдана Ступки — лауреата Шевченковской премии, народного артиста УССР, героя Украины и самого известного актера украинской современности, которого, в какой-то степени, можно назвать символом современного украинского кино.
«Главное — дотянуть до семидесяти, а потом живи, сколько хочешь», — иронично говорил сам актер после своего 70-летнего юбилея. Годы не шли ему во вред, а только укрепляли имидж и популярность, так с течением времени становится только лучше дорогой алкоголь. Слава Ступки постоянно росла, а его фигура органично олицетворяла целую эпоху. В его адрес звучали комплименты от всех руководителей украинского государства — несмотря на то, что этот заслуженный деятель искусств был известным нон-конформистом, который никогда не стеснялся говорить правду в глаза чиновникам всех уровней и всех мастей.
Я пообщался со Ступкой во время работы в «Газете по-киевски», когда он только что ушел на отдых с поста главы Министерства культуры Украины — и был впечатлен открытостью и прямотой, с которой он высказывался о первых лицах украинского политикума. Богдан Сильвестрович имел репутацию неприкасаемой фигуры и ловкого дипломата — подобно гетману Богдану Хмельницкому, которого он блистательно сыграл в сериале «Огнем и мечом», Ступка легко находил язык с представителями противоборствующих политических лагерей. Занимая пост в правительстве националиста Виктора Ющенко, он одновременно поддерживал дружеские отношения с лидерами «Партии регионов», близко общался с Виктором Януковичем, Николаем Азаровым и Дмитрием Табачником. Причем влиятельные «регионалы» активно содействовали лечению Ступки, когда врачи диагностировали у актера тяжелое и опасное заболевание, требующее вмешательства иностранных специалистов.
Знаменитый актер родился в 1941 году во Львове — всего через несколько недель после того, как в город вступили гитлеровские войска и коллаборантские подразделения украинских националистов. Его родители были далеки от политики — отец актера пел в хоре знаменитого Львовского оперного театра, который украшает сейчас собой двадцатигривенную купюру, а его родная тетя занимала должность главного концертмейстера. При этом семья была вполне лояльна советской власти — до такой степени, что в начале нулевых львовские националисты пытались обвинить родственников Ступки в сотрудничестве с МГБ — хотя это очевидно было лживым мифом.
Сторонясь опасных водоворотов политики, родители прочили Богдану карьеру оперного певца — он с самого детства вращался в обществе артистов львовской оперы, где также работал солистом старший брат его матери, и был знаком с выдающимися певцами своей эпохи — включая Ивана Козловского и Сергея Лемешева. Однако стезя искусства поначалу не очень привлекала маленького Богдана, который пытался поступить на химический факультет Львовского университета, и какое-то время работал слесарем и трудился на нефтяных промыслах далекого закавказского Баку. Только в начале 60-х он наконец раскрыл свой талант в авторской студии при академическом театре имени Заньковецкой, и уже вскоре стал любимым учеником выдающегося актера Сергея Данченко — который считал Ступку мастером художественного воплощения украинского национального характера.
Именно эта особенность сделала Богдана Сильвестровича по-настоящему знаковым и великим актером. Он идеально подходил на роль типичного субъекта современной истории — со всеми ее противоречиями и неизбывной диалектикой «зрады и перемоги» — а скорее всего, сам жил в этом специфическом образе. Самая первая роль в кино — Орест Звонарь в полудиссидентской картине «Белая птица с черной отметиной», которая получила высшую награду Московского кинофестиваля и стала настоящей сенсацией, заставив заговорить об украинском кинематографе в Голливуде. «Фильм, где играет такой актер, не может уехать без «золота». Этот артист сможет сыграть и короля, и шута, а режиссеры сами будут искать с ним встречи», — заявил великий японский режиссер Акира Куросава, который впоследствии сотрудничал с юным львовянином.
На Ступку обратили внимание в Киеве и Москве, его личность стала известна в кругах националистической диаспоры — хотя сам киноклассик всегда утверждал, что Комитет государственной безопасности не проявлял к нему по этому поводу ни малейшего интереса. Как бы там ни было, партийцы и патриоты дружно считали актера своим. Ступка постоянно снимался в советских фильмах, но его самые известные роли — князя Даниила Галицкого, Гоголя или Остапа Вишни — всегда ощутимо отдавали национальным колоритом, что, безусловно, импонировало национал-демократической публике.
Однако, к вящему сожалению патриотов, Богдан Ступка был практически полностью лишен националистических сантиментов — и даже отказался делать карьеру в "Народном Рухе", куда его активно сватали в девяностых. Достаточно сказать, что он женился на молодой бакинке, которая совершенно не говорила по-украински — что вызвало резкое недовольство его патриархально настроенных родных. «Папа мой вообще не пришел на свадьбу, а мама была женщина мудрая, приехала, сделала вид, что довольна. Но через год мой отец уже не представлял лучшей невестки — так они спелись с Ларисой», — вспоминал об этом актер.
То же касалось и политической сферы — обласканный Ющенко мэтр всегда говорил, что ему больше всего нравится сниматься за границей — в России и Польше. Польский режиссер Ежи Гофман сделал его главным героем своих картин «Огнем и мечом» и «Когда солнце было богом», а Владимир Бортко доверил Ступке знаковую роль Тараса Бульбы в одноименной картине, которая вышла в 2009 году и стала символом разрядки между Россией и Украиной после памятных осложнений, вызванных "оранжевой революцией". Богдан Сильвестрович гордился ей, несмотря на брюзжание украинских националистов — причем даже недруги говорили о том, что он идеально воплощает собой гоголевский образ Тараса. В то время как конъюнктурный патриотический фильм «Молитва о гетмане Мазепе», где также отметился львовский актер, всегда считался его очевидной творческой неудачей.
Эта эпоха была лебединой песней Богдана Ступки. Знаменитый львовянин снимался на склоне лет в многочисленных российских кинопроектах. Причем делал это даже когда медики констатировали у него тяжелую болезнь, которую приходилось лечить в Германии. Владимир Путин наградил Ступку орденом Дружбы, и символично, что последним фильмом в карьере львовского актера стал российский сериал «Однажды в Ростове» — фильм режиссёра Константина Худякова, снятый в 2012 году по мотивам расстрела заводских рабочих во время забастовки в Новочеркасске в и криминальной истории банды Толстопятовых. Богдан Сильвестрович снимался в нем до конца — хотя скорая несколько раз забирала его прямо со съемок. И, безусловно, делал это не ради денег — прекрасно осознавая, что стоит на пороге вечности.
Сегодня, когда президентом Украины стал шоумен Владимир Зеленский, можно не сомневаться, что Богдан Ступка имел в свое время все шансы побороться за пост главы украинского государства. Ведь личность всенародно любимого артиста прекрасно примирила бы между собой Москву и Варшаву, Львов и Донецк — где с удовольствием бывал, играл и снимался знаменитый актер. Однако Ступка не проявлял интерес к этой роли — ведь он и без того многократно реализовал себя в образах князей, гетманов, политиков и монархов. Остается лишь сожалеть, что накопленная за многие годы мудрость не помогла Украине избежать уготованных ей исторических ловушек — расставленных не в кино, а наяву.