Подведению итогов жизни крымско-татарской общины на протяжении последних пяти лет был посвящён форум крымско-татарских общественно-политических сил, который прошёл в Симферополе 17 августа. Присутствовало около 500 делегатов, представляющих различные общественные и политические организации крымских татар.
Само собой разумеется, задачей форума было, по словам депутата Госдумы Руслана Бальбека, «высказать поддержку курсу президента России Владимира Путина, политике главы Республики Сергея Аксенова». Поэтому некоторый элемент «верноподданности» в мероприятии, безусловно, был. Однако нельзя не учитывать два важнейших момента.
Во-первых, российской власти есть в чём отчитаться перед крымскими татарами.
Действительно, в Крым вложены огромные деньги, в местах компактного проживания татар строятся дороги, подключается газ, свет и вода, ведется строительство жилья, ежегодно выделяется материальная помощь на завершение строительства домов. Участники форума напомнили о строительстве Соборной мечети, реконструкции Ханского дворца, строительстве полиэтнического центра и о многом другом.
Это не упоминая более общие проекты, не конкретно для крымских татар — Крымский мост, две крупные электростанции и аэропорт, строительство республиканской больницы и федеральной трассы.
Действительно, есть основания говорить, что за последние пять лет для татар сделано значительно больше, чем за предыдущую четверть века.
Во-вторых, для общественно-политической жизни крымских татар прошедший период можно уверенно назвать «пятилетка без Меджлиса».
Собственно, Меджлис никогда не был единственной общественно-политической организацией крымских татар и никогда не контролировал большую часть крымских татар (например, по данным исследования КМИС, проведённого в 2007 году, деятельность Меджлиса/Курултая поддерживало всего 54% крымских татар). Однако Меджлис, который самопозиционируется как этнический представительский орган, доминировал уже за счёт такого позиционирования, ну и, понятно, за счёт значительно больших ресурсов.
Нынешний форум это, в какой-то мере, попытка заменить Курултай и Меджлис, которые добровольно самовыпилились из новой, российской реальности крымско-татарского народа. Форум организовало крупнейшее общественное движение крымских татар «Къырым» («Крым») и Совет крымско-татарского народа. Обе эти организации, кстати, новые.
Движение «Крым» было создано в 2014 году, его учредитель — Ремзи Ильясов, который до 2013 года был заместителем председателя Меджлиса, а в 2014-18 годах — зампредом Госсовета Крыма. Совет создан в 2018 году, возглавляет его муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Он стал муфтием в 1999 году и, разумеется, с одобрения руководства Меджлиса. Мустафа Джемилев считал 37-летнего Аблаева, в отличие от его предшественника — Нури Мустафаева, молодым, неопытным и слабым человеком, которым можно будет легко манипулировать. Теперь мы видим, где «манипулятор», а где «манипулируемый»… Кстати, было бы неправильно считать, что нынешнюю крымско-татарскую общину представляют только выходцы из Меджлиса. Сейчас, например, пост зампреда Госсовета занимает Эдип Гафаров, который при Украине был наиболее авторитетным лидером антимеджлисовской оппозиции в крымско-татарском движении.
В общем, после исчезновения Меджлиса общественно-политическая жизнь крымско-татарской общины не исчезла, организаций по-прежнему много и они ощутимо влияют на политический климат в Крыму, даже не претендуя на статус этнического парламента и не выступая с экстремистскими лозунгами.
Впрочем, единства в крымско-татарской общине нет, определённая часть татар всё ещё поддерживает Меджлис. Во всяком случае, деятельность этой организации причиняет головную боль ФСБ. Однако социологические данные выглядят скорее позитивно. Например, по данным исследования, проведённого Федеральным агентством по делам национальностей, 61% крымских татар поддерживает деятельность президента Владимира Путина; 43% заявили, что США и страны Европы поступили неправильно, не признав вхождение Крыма в состав России; 61% не одобряет политику Украины в отношении Крыма. На Украине этим данным, впрочем, не доверяют, указывая на отсутствие данных о методике исследований и слишком официозный характер исполнителя (заказчика?) исследования (мы попытались проверить эти данные, и один из крымских социологов на условиях анонимности сообщил, что эти данные в общем подтверждаются по срезам, проведённым в районах компактного расселения крымских татар в 2016-2018 годах).
Показательный момент: ни в издании «Крым. Реалии», ни на фейсбук-странице Рефата Чубарова, ни в других украинско-татарских источниках нам ссылки на форум найти не удалось. Подобного рода мероприятия замалчиваются, хотя на тех же «Реалиях» полно сведений о взрыве на свадьбе в Кабуле и посадке самолёта в кукурузу.
* «Крымылы» — самоназвание крымских татар. По их мнению, этноним «татары» размывает их автохтонность, создаёт впечатление их пришлости, в то время как их предки всегда проживали в Крыму просто под другими названиями (в частности — тавров и др.).
С научной точки зрения эта гипотеза как минимум дискуссионна. Обычно начало формирования крымско-татарского этноса относят к временам монголо-татарского завоевания в XIII веке.
** Экстремистская организация, запрещённая в РФ.