Вечером 8 августа сдавшегося силовикам бывшего президента Киргизии Алмазбека Атамбаева поместили в СИЗО.
«В результате выездного заседания судьи Первомайского районного суда Бишкека, который был вызван в Госкомитет нацбезопасности (ГКНБ), суд принял решение арестовать Атамбаева на время следствия, до 26 августа», — рассказал агентству «Интерфакс» его адвокат Сергей Слесарев.
Атамбаева обвиняют в незаконном освобождении в 2013 году криминального авторитета Азиза Батукаева.
Задержание бывшего президента превратилось в растянутый на сутки боевик. Первый штурм его резиденции в селе Кой-Таш не удался. Во время этого штурма погиб замкомандира подразделения «Альфа» Усенбек Ниязбеков. Кроме того, люди Атамбаева взяли в плен шестерых спецназовцев. Потом были предприняты еще несколько попыток штурма. Во время последней использовалась бронетехника, а количество силовиков достигло нескольких тысяч.
В итоге Атамбаев решил сдаться. Но даже когда его отвозили в Бишкек, сторонники бывшего президента не хотели отпускать своего лидера. Они попытались перекрыть путь кортежу силовиков. Тем не менее, Атамбаева доставили в столицу Киргизии. А там уже арестовали. Это беспрецедентный случай в истории Киргизии.
Не до последнего патрона
В конце июня, когда парламент лишил Атамбаева статуса экс-президента и неприкосновенности, он обещал, что будет отстреливаться, если его попытаются задержать.
«У меня есть наградное оружие, и я буду отстреливаться, если меня приедут задерживать. Я это говорю для тех ребят, которые приедут за мной. Они выполняют незаконный приказ», — заявлял Атамбаев.
Свое обещание он и его люди сдержали. Задержать бывшего главу государства киргизским силовикам удалось лишь спустя сутки после первой попытки. Но для этого пришлось применить бронетехнику, а также увеличить численность штурмующих до нескольких тысяч человек. Видео с воздуха, как киргизские силовики заходят в резиденцию, поражает.
Но даже взятие под контроль территории резиденции не принудило Атамбаева сдаться сразу же. Лишь после переговоров с замминистра внутренних дел Курсаном Асановым экс-президент Киргизии решил сдаться.
«Мне без разницы, меня можете расстрелять, но ребят не трогайте!» — переговаривался за закрытой дверью с Асановым Атамбаев.
«Никто не будет стрелять!» — отмечал тот.
«Не будете трогать ребят?» — настаивал Атамбаев.
«Не будем, обещаю», — отвечал Асанов.
«Бить не будете?» — спросила женщина, находящаяся с Атабмаевым и его защитниками.
«Нет, обещаем! Никто не тронет», — отвечал Асанов.
«Алмазбек Шаршевнович, я свое слово держу до конца!» — позже заявил замминистра МВД.
В ответ Атамбаев согласился сдаться, предварительно оговорив, что людей его не тронут. Этажом ниже в его резиденции его уже ждал министр внутренних дел Кашкар Дунушалиев.
Видео из помещения, где до последнего оборонялся экс-президент Киргизии, впечатляет: Асанов насчитал там 13 единиц автоматического оружия и одну СВД, а также множество снаряженных магазинов. В общем, Атамбаев мог обороняться долго.
Примечательно, что его разговор с министром очень напоминал начало разговора в 2010 году, когда его арестовывали киргизские правоохранители.
Правда, тогда Атамбаев переживал не за своих ребят, а за свою семью.
«У меня просьба. Пусть мои дети спокойно уедут. Им готовят место, где примут. Сейчас моя семья уедет, а потом вы меня возьмете, я один останусь», — говорил он тогда силовикам.
Да и обстановка дома у Атамбаева — тогда лидера оппозиции — была поскромнее.
Правда, тогда — 6 апреля 2010-го — с задержания Атамбаева в том числе началась Апрельская революция. Его сторонники в Бишкеке разогнали спецназ, посланный на разгон демонстрации, захватили оружие и выдвинулись к Дому правительства.
В этот раз все было иначе. Власть разогнала митинг в поддержку Атамбаева в Бишкеке, а сам он — в СИЗО. При этом никто не отменил заседание Евразийского межправительственного совета, которое должно состояться 9 августа в Чолпон-Ате.
Само задержание Атамбаева весьма симптоматично. Оно свидетельствует о том, что события в Киргизии развиваются по нарастающей.
Первый арест
До Атамбаева все президенты Киргизии лишались власти в результате революций. Лишь передавшая ему власть Роза Отумбаева сделала это мирно. Но она была президентом переходного периода.
Атамбаев же мирно передал власть своему преемнику Сооронбаю Жээнбекову — однопартийцу, победившему на выборах президента в 2017 году. Сам Атабмаев тогда не баллотировался в связи с киргизским законодательством.
Позже у него начался конфликт с Жээнбековым, о котором писало издание Украина.ру.
Сейчас Атамбаев — не только первый мирно ушедший со своего поста, но и первый арестованный президент Киргизии. И это показательно.
В отношении первого свергнутого в результате революции президента Киргизии Аскара Акаева открыли уголовное дело лишь после того, как он покинул Киргизию, направившись в Россию. Из-за этого Акаев не приезжал в Киргизию на похороны двух своих старших братьев. Хотя в 2016 году, когда умер его второй брат Асанкул, многие в Киргизии и призывали Акаева приехать в страну, обещая, что тому нечего опасаться.
«Если он приедет на похороны брата, а его Атамбаев, Сариев или Генпрокуратура задержат, они тем самым навлекут на себя позор. Сколько бы ни было у кого врагов, во время таких печальных событий люди забывают обиды. Акаев, наверное, говорит, что в Кыргызстане он подвергается гонениям, слежке. Ему должно быть стыдно за то, что он не приехал на похороны брата. Что за человек правил нами 15 лет? Депутаты могли же сказать, чтобы он приехал, не опасаясь ничего. Если на него возбудили бы уголовное дело в то время, когда он приехал на похороны, то и народ поднялся бы. Например, я вышел бы», — заявлял бывший омбудсмен Турсунбек Акун.
В свою очередь, глава следственного управления Генеральной прокуратуры Жыргалбек Исмаилов говорил, что, как только Акаев приедет в Киргизию, его вызовут на допрос, а «вопрос о привлечении его к уголовной ответственности будет рассмотрен после следственных мероприятий с его участием».
Сменщику Акаева — Курманбеку Бакиеву — позволили покинуть Киргизию, а дело против него завели лишь на следующий день после того, как он снял с себя полномочия президента, — 17 апреля 2010 года. К тому времени Бакиев находился уже за границей Киргизии.
«Ситуация идет по нарастающей. Акаева свергли в ходе революции, но он ушел без уголовного преследования. Бакиева свергли в ходе революции. Он ушел с уголовным делом, но никто его не задерживал и не сажал, позволив спокойно уехать из страны. А вот Атамбаева уже задержали. С учетом этой тенденции Жээнбекову теперь лучше вообще не уходить от власти», — рассказал в интервью изданию Lenta.ru главный научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, доктор политических наук Андрей Казанцев.
На все это накладывается борьба «северных» и «южных» — двух влиятельных кланов в киргизской политике, формирование которых уходит еще во времена Кокандского и Киргизского ханств.
А это значит, что Жээнбекову уже сейчас стоит задуматься о будущем транзите власти, а также о том, как сшить разделенную страну. Тем более на выборах 2017 года значительная часть северной Киргизии, невзирая на поддержку нынешнего президента «северянином» Атамбаевым, предпочла другого кандидата.