Вечером 7 августа президент Украины Владимир Зеленский провёл в Анкаре переговоры со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Церемония их встречи началась с казуса. Зеленский по-турецки поприветствовал почётный караул, выстроенный у президентского дворца и, вместо того чтобы вместе с Эрдоганом принять рапорт офицера, пошёл в противоположную сторону. Президент Турции попросил украинского лидера вернуться назад и принять рапорт согласно протоколу. После чего прошли переговоры, по итогам которых главы государств дали совместную пресс-конференцию.
«Сегодня я ещё раз подтвердил, что Турция всегда будет поддерживать независимость Украины. Аннексию Крыма Турция не признала и не признает. Крымские татары — это важный элемент связей между нашими странами. Мы продолжим считать нашим приоритетом защиту прав крымских татар, сохранение их национальной идентичности», — заявил Эрдоган.
Однако дальше декларативных заявлений дело не пойдёт, поскольку президент РФ Владимир Путин чётко обозначил свою позицию — вопрос статуса Крыма обсуждению не подлежит, люди сделали свой выбор добровольно, а соответствие прошедшего в 2014 году плебисцита нормам международного права подтвердили иностранные наблюдатели.
«В заявлении Эрдогана мы уже не в первый раз видим политику двойных стандартов турецкого государства. Де-факто Турция сейчас заигрывает с украинской стороной и спекулирует крымско-татарским вопросом. Уверен, что де-факто Эрдоган понимает, что Крым — это Россия. Остаётся только признать это публично, чтобы двигаться дальше в развитии российско-турецких отношений», — заявил в комментарии РИА Новости депутат парламента Республики Крым Владислав Ганжара.
Политик уверен, что если Турция претендует на роль стратегического партнёра России, то должна понимать, что Крым — это её неотъемлемая часть, и никак по-другому не трактовать этот вопрос.
В июле 2019-го Путин заявил, что партнёрство с Турцией уже вышло на стратегический уровень. Москва и Анкара совместно реализуют крупные проекты в различных сферах: уже в конце года должен состояться запуск газопровода «Турецкий поток»; в 2018 году Росатом приступил к строительству в городе Гюльнар первого энергоблока АЭС «Аккую»; Турция стала первой страной-членом НАТО, которая купила российские ЗРК С-400, вопреки критике со стороны США. Кроме того, Россия, Турция и Иран создали астанинский формат, ставший эффективной площадкой для переговоров по Сирии.
Ярким свидетельством того, насколько ценна Россия для Турции как экономический и политический партнёр, стала ситуация 2015 года, когда после атаки турецкого истребителя F-16 на бомбардировщик ВКС РФ Су-24 в сирийском воздушном пространстве Москва ввела ограничительные меры экономического характера, включая продовольственное эмбарго, а спустя 7 месяцев Эрдоган при содействии Нурсултана Назарбаева, бывшего тогда президентом Казахстана, главы генштаба Турции Хулуси Аки и турецкого бизнесмена Джавита Чаглата составил письмо Путину, в котором принёс извинения. Гордый и независимый политик нашёл в себе силы забыть о личных интересах ради национальных интересов своей страны.
«С Россией от энергетики до туризма мы находимся в близких отношениях. Вместе с РФ мы достигли значительного прогресса в Сирии, предотвратили большую трагедию в Идлибе», — заявил Эрдоган 6 августа 2019 года, выступая на конференции турецких послов в Анкаре.
По факту Эрдоган говорит о Крыме лишь для галочки, но никаких ограничительных мер в отношении России не вводит, а напротив, налаживает всё более тесные связи с ней.
«Нет какого-то удивления от заезженной позиции президента Турции Эрдогана по поводу непризнания крымского референдума. Известно, что говорить правду и принимать самостоятельные, ответственные решения, от которых будет зависеть дальнейшее мировое устройство, может только смелый, сильный и независимый лидер. К сожалению, в современном мире, в условиях глобализации, таких лидеров очень мало. Рано или поздно придётся признать наш выбор и запомнить навсегда: Крым — это Россия», — написала на своей странице в Facebook депутат Государственной Думы Наталья Поклонская.
Переход Крыма в состав России — факт свершившийся. Даже Украина, которая обвиняет РФ в «нарушении своей территориальной целостности», наращивает двусторонний торговый оборот — по итогам 2018 года она заняла 13-е место в списке внешнеторговых партнёров РФ.
Исходя из вышесказанного, скорее всего, если для Зеленского вопрос Крыма — так сказать, часть обязательной программы, то для Эрдагана — часть официальной, дипломатической фигуры речи. Жест вежливости. Специально подготовленная оговорка в беседе.