Это художественное течение родилось в украинской визуальной культуре в 2000-х. В самом начале демонизации населения восточных областей Украины — сначала в Киеве, потом и везде, где были недовольны повсеместным правлением «донецких» и «регионалов». В качестве доказательства можно привести статью о жлобо-арте в газете «Тыждень» («Неделя») — чисто конкретно в разделе «Культура» (!) в те предмайданные годы, когда эта демонизация достигла апогея.
Речь в медиа шла об открытии выставки «Жлоб. Жлобство. Жлобизм» и о том, что посмотреть ее пришла пара персонажей, будто сошедших с выставляемых картин, — один местный с цепочкой на шее и в шлепках, второй — «по четкой режиссуре судьбы был из Донецка». То есть не было у судьбы другой режиссуры тогда. Или режиссера? Вопрос риторический, поэтому лучше вернуться к эпохальному для субкультуры событию.
А жлобо-арт дошел до наших времен в расцветшей буйным цветом культуре комикса — графического и анимационного.
Видимо, дьявол в курсе, что 80-90% информации человек потребляет через зрение. Поэтому и делает упор на картинку в своих искушениях. Тем более что для незрелых потребителей, страдающих инфантилизмом независимо от биологического возраста, чем ярче и хайповее — тем интереснее. Вот и выходит, что Иван Семесюк, Андрей Ермоленко, Сергей Коляда, Дмитрий Крышовский, Сергей Хохол, Олекса Манн, Стас Волязловский, которых украинская версия Википедии причисляет этому жанру, завзятые подручные вышеназванного искусителя. Правда, так и не востребованные в полной мере привередливым покупателем.
Показательной в плане репрезентации жанра украинского комикса является группа в «Фейсбуке», которая называется COMICSODA.
Общение в группе приветствуется на украинском языке, на русском — мягко говоря, не приветствуется, о чем часто и резко заявляют участники группы. Что же до визуального контента, то можно посмотреть на обзор комикса «Чуб» Саши Комяхова — вурдалаки и упыри всех мастей пляшут разухабистый гопак на общечеловеческих ценностях.
Впрочем, как было сказано выше, одними книгами эта субкультура не ограничивается. Безусловно, уровень рисовальщиков является достаточно высоким. Это позволяет переходить и к динамическим картинкам, используя все достижения современной компьютерной графики и анимации.
Для подкрепления этого утверждения достаточно привести в качестве примера образчик продукции одной из анимационных студий. Вернее, копродукции UGARproductionи ASGARDIANcomics(ах, какие названия!). Это история о том, как «из пепла империи возникнет новая молодая держава, когда опасные технологии, мистические культы и шпионские интриги захватят Европу», а «новые герои станут на пути сил тьмы». Тут и Павел Скоропадский, который присоединяет Кубань и Зеленый Клин к этой стране (мечты, мечты, где ваша сладость!…). Тут и привидение царя Николая II, и сексапильная шпионка Агнешка Бжезинская, и агент контрразведки Максим Кривонос, и верховный коммунар Владимир Ленин, больше напоминающий Капитана Крюка из мультфильма про Питера Пена. Стим-панк-блок-бастер «Воля» — это альтернативная история, события которой разворачиваются на фоне расцвета украинского государства 1918 года. Про «расцвет» этого государства лучше умолчать, но остальных трюков предостаточно.
И в этом смысле весьма примечателен еще один графический роман тех же производителей — «Княжа Воля», который повествует о жизни хомячков в эпоху Киевской Руси.
Перефразируя известный анекдот, можно сказать, что такие ревизоры великой истории и до хомячков до… рисовались. Но еще правильнее будет сказать словами персонажа культового фильма «Волга-Волга»: «Как хорошо началось — вызывали в Москву! И как скверно кончилось — самодеятельность!»