Вскоре после выборов в команде «Слуги народа» анонсировали начало масштабной земельной приватизации, которую собираются организовать в срочном, практически авральном режиме. «К концу 2019 года украинский парламент отменит мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения», — пообещал в комментарии влиятельному американскому агентству Bloomberg заместитель главы Офиса президента Украины Алексей Гончарук. По его словам, «команда Зе» уже договаривается со структурами Всемирного банка о «конкретной модели» земельной приватизации — и у Владимира Зеленского собираются снять запрет на продажу земли именно сейчас, в оставшиеся месяцы текущего года.
Чем вызвана эта спешка? Ведь вопрос о снятии моратория на продажу сельхозземель рассматривался в Украине годами, при всех правительствах и режимах. Но ни одна политическая сила так и не взяла на себя риск открыть этот ящик Пандоры, вполне осознавая, что массовая земельная приватизация может приобрести в Украине черты социальной катастрофы. В первую очередь имеет место давление со стороны международных финансовых структур, которые требуют от президента Зеленского продать последний ценный актив, который еще остается на руках у украинского государства. Неолиберальные эксперты понимают, что страна переживает самый удобный момент для снятия моратория, — команда «Слуги народа» одержала двойную победу на президентских и парламентских выборах, получив возможность сформировать собственное правительство и проводить в жизнь самые непопулярные меры, не очень оглядываясь на мнение политических конкурентов и простых граждан.
Кредит общественного доверия не безграничен, и можно не сомневаться, что советники нового главы государства будут требовать от него форсированных мер по приватизации остатков государственной собственности — «Укрзализныци», «Укрпошты», коммунальных служб, банковской системы, а также сельскохозяйственных угодий, которые являются главным призом этой приватизационной кампании.
Конечно, в этих планах нет ничего нового. Петр Порошенко тоже пытался продвинуть земельную приватизацию по итогам Евромайдана, когда страна еще не оправилась от шока, вызванного переворотом и кровопролитной войной. «Мораторий на продажу земли сдерживает инвестиции и ущемляет права крестьян», — говорил бывший президент на сессии Верховной Рады Украины, а в его администрации уже подсчитывали голоса депутатов, готовых поддержать приватизацию земель сельхозназначения.
«На сегодняшний день в Украине созданы идеальные условия для скупки земель фактически за бесценок. И немалую роль в этом процессе играет экономический курс, по всей видимости, не случайно избранный властью. Форсируя отмену моратория, государство помогает корпорациям обогатиться за счет одного из немногих оставшихся у Украины ресурсов — земли. Реформаторы защищаются: никто, дескать, не вынуждает людей продавать паи. А бедность не вынуждает? Зарплаты по 2,5 тыс. грн, в несколько раз повышенные тарифы на газ, замороженные соцвыплаты? 35% сельских жителей — пенсионеры, 44% — безработные. Люди будут вынуждены взять эти 80 тыс., чтобы просто выжить. На то, похоже, и расчет», — писала газета «Зеркало недели», всерьез полагая, что снятие моратория является вопросом самого ближайшего времени.
Однако в итоге от этой идеи все-таки отказались — причем именно в силу ее крайней непопулярности в широких народных массах. Согласно данным исследования «Социально-экономическое положение современного украинского села», которое провели эксперты либерального Института Горшенина, две трети опрошенных жителей украинской глубинки высказались против земельной приватизации — на вопрос «должна ли земля продаваться как товар?» отрицательно ответили 62,9% респондентов, а еще 14,6% затруднились с ответом. У Порошенко не могли не считаться с этими настроениями, тем более что его рейтинги быстро совершили катастрофическое пике, превратив «президента войны» в одного из самых непопулярных политиков Украины. Подняв цены и тарифы, ликвидируя льготы и социалку, у народа забрали практически всё. И было бы просто опасно выдергивать у него из-под ног принадлежащую жителям села землю.
«Народ думает, что земельный актив — это последний крупный актив, который может быстро разойтись… Экспертное общество, как и обычные граждане, боятся монополизации рынка земли несколькими игроками. А если по-серьезному, то олигархизации рынка земли», — констатировал тогда министр аграрной политики Алексей Павленко. И действительно, реалии украинского аграрного рынка послемайданного периода, где каждый сезон проходят настоящие битвы за урожай, когда вооруженные группировки ультраправых ведут между собой бои за технику и зерно, наглядно показывают, что украинская земельная приватизация будет представлять собой глобальный римейк девяностых. Крестьянскую землю будут отбирать под дулами автоматов, и в отдаленных селах, где нет даже участковых, никто не сможет помешать этому криминальному беспределу. Кроме того, земельная приватизация откроет широкие возможности для мошенничества, когда нивы и поля будут скупаться жуликами за бесценок, под гарантии ничего не стоящих ваучеров. А современное государство будет совершенно равнодушно наблюдать за этой, практически неизбежной, трагедией.
«Предоставление права свободного отчуждения сельскохозяйственных земель без создания эффективных механизмов защиты мелких землевладельцев может привести к достаточно быстрой потере права собственности у большого количества граждан. В ситуации, когда уровень правовых знаний у населения невысок, а уровень доходов не позволяет обеспечить надлежащее сопровождение сделок, нечистые на руку игроки могут «стимулировать» процесс перехода права собственности. Простым обывателям, с достаточной долей вероятности, придется расстаться со своим имуществом, в том числе не всегда по своей воле», — предупреждает об этом адвокат Александр Буртовой из юридической фирмы «Антика».
Такие события могут стать толчком к падению рейтингов команды Зеленского. Его политические конкуренты, которые капитулировали перед новой властью, как это сделала Юлия Тимошенко, или оказались выдавленными в маргинес, как Олег Ляшко, наверняка воспользуются последствиями земельной приватизации, чтобы вернуть себе политическое влияние. Форсированная продажа сельскохозяйственной земли, за которой слишком явно маячат уши Международного валютного фонда и Всемирного Банка, может разрушить миф о справедливом президенте Голобородько, который прислушивается к чаяниям народа. Люди вновь почувствуют себя обманутыми и ограбленными, как это уже столько раз бывало в истории независимой Украины. А это создаст предпосылки для формирования какой-то новой политической реальности, где возникнут новые кумиры и кандидаты в мессии.
Не стоит забывать — аграрная реформа всегда несет в себе разрушительный потенциал, что сломало хребет не одному режиму и не одному государству. Совершенно не факт, что это понимают в Офисе президента, где работают юные грантоеды или некомпетентные популисты вроде переименовавшего Россию в Московию Потураева. Идя от победы к победе, команда Зеленского может утратить чувство реальности, наступив в пахучую лепешку, которую представляют собой наболевшие проблемы украинского села. Поскользнуться и упасть на ней будет проще простого.