Утром 4 июля около Конституционного суда Украины было неспокойно. Туда вышли украинские националисты из «Свободы», «Национального корпуса» и запрещенного в РФ «Правого сектора», а также сторонники пятого президента Украины Петра Порошенко. В это время КСУ разбирался с конституционностью законов о декоммунизации и люстрации. Первое вызвало опасение националистов, а второе — прошлой власти.
«Мы, украинское общество, должны понимать: в руках судей Конституционного суда — возможное решение о возвращении к власти людей, которые пять лет ненавидели Революцию Достоинства и которые все пять лет мечтали о реванше», — заявил сам Порошенко, призывая своих соратников прийти под здание КСУ.
Примечательно, что туда же пришли и члены «Национального корпуса» — того самого, который ранее устраивал масштабные протесты против Порошенко.
«Объединенные националисты пикетируют Конституционный суд, где рассматривается вопрос отмены закона о люстрации. Отмена люстрации открывает возможность пророссийским реваншистам, регионалам времен Януковича, беспрепятственно возвращаться во власть. Мы не допустим отмены закона о люстрации, реванша не будет!» — написал руководитель пресс-службы «Национального корпуса» Роман Чернышев.
А вот лидер «Свободы» Олег Тягнибок не забыл и о декоммунизации, конституционность которой будет рассматривать КСУ.
Судя по предыдущим успехам националистов и сторонников Порошенко — отмене регистрации в качестве кандидатов на выборах экс-главы АП Андрея Клюева и медиаэксперта Анатолия Шария, а также оставлению под стражей журналиста Кирилла Вышинского, КСУ не пойдет против воли улицы и примет решение, которое удовлетворит протестующих.
Против старой власти и Европы
Слово «люстрация» вошло в обиход украинцев в 2014 году. Тогда пришедшие к власти в результате Майдана политики, среди которых было некоторое количество активистов «из низов» вовсю продвигали идею очищения власти и увольнения чиновников, работавших при прошлом режиме. Одно время были популярны «мусорные люстрации», когда ненавистного майдановцам чиновника или политика выносили на руках из кабинета и бросали в мусорный бак.
В сентябре 2014 года Верховная Рада приняла даже закон «Об очищении власти», конституционность которого и рассматривал КСУ 4 июля. Против выступили некоторые украинские парламентарии, преимущественно — бывшие члены правящей «Партии регионов», которые в 2015 году и попросили КСУ проверить этот нормативно-правовой акт на соответствие Конституции.
Впрочем, закон не понравился не только представителям домайданной власти. Встревожил он и европейцев. Так, президент Венецианской комиссии Джанни Букиккио отмечал, что закон о люстрации не соответствует европейским стандартам.
«Мы не сможем воспринять такой вариант люстрации, по которому исполнительная власть будет вмешиваться в работу судебной ветви», — отмечал он в декабре 2014 года.
Его беспокоила люстрация чиновников с коммунистическим прошлым – спустя двадцать с лишним лет после развала СССР.
Украинский политик Виктор Медведчук весной 2019 года пошел дальше и подчеркнул, что именно люстрация — одна из причин, по которым экономика Украина находится в столь бедственном положении.
«Закон о люстрации причинил стране сумасшедший вред, мы еще годами будем его оценивать. Развал экономики и государственности начался именно с принятием закона о люстрации. И его последствия мы видим на улицах, в наших жизнях, в социально-экономической сфере. Потому что это результат непрофессионализма действующей власти. Профессиональные люди были вытеснены из системы госуправления, а пришли те, которые не знают, не умеют и не хотят», — заявил Медведчук в эфире телеканала NewsOne.
С ним сложно не согласиться. После первой эйфории от Октябрьской революции даже большевики признали, что без старых специалистов им будет сложно управлять страной, в результате чего тех, кого раньше считали «контрреволюционным элементом» начали брать даже в Красную армию.
Казалось бы, проще было грамотно переписать закон, указав, за какие именно действия чиновник может быть отстранен от должности. Но за все время правления Порошенко при подконтрольной ему Верховной Раде этого так и не произошло. Теперь же радикалы вместе с соратниками Порошенко пикетируют КСУ. И сама по себе отмена люстрации тревожит их не так уж сильно.
Кто здесь власть?
Последние дни крайне успешны для радикалов и новой власти. Сначала националисты организовали митинг под Киевским национальным университетом имени Тараса Шевченко. Там ректор Леонид Губерский подписал было приказ о назначении экс-замглавы Администрации президента Андрея Портнова на должность профессора кафедры конституционного права юридического факультета. В итоге националисты, среди которых был выпускник университета, правда, философского факультета — лидер С14 Евгений Карась, организовали митинг под стенами университета 20 июня. Потом они зашли внутрь университета и пригрозили заночевать там, если их требования не будут выполнены.
Губерский вышел к студентам и пообещал уволить Портнова, что позже и сделал. При этом сам Портнов, что признают даже его противники, является одним из гениальнейших украинских юристов.
«Администрация Национального университета им. Шевченко отменила приказ о моем назначении в университет. Спокойно принимаю это решение и продолжаю заниматься Порошенко», — прокомментировал решение университетского руководства сам Портнов.
Радикалы вошли во вкус. 2 июля они вместе с людьми Порошенко вышли на другое массовое мероприятие — митинг на Майдане против регистрации Центризбиркомом кандидатами на парламентских выборах экс-главы Администрации президента Андрея Клюева и медиаэксперта Анатолия Шария. На следующий день ЦИК отменил регистрацию этих кандидатов. Шарий уже поблагодарил Центризбирком за такой пиар. Не остался он в стороне и от событий, происходивших вокруг закона о люстрации.
«Я не против закона о люстрации. Правда, считаю, что под него должен был попасть Порошенко, ну да ладно. Но когда стоят люди под судом и обещают адекватную реакцию в случае, если суд примет не то решение, которое хочется им — это показатель чего? Это показатель того, что завтра эти мальчики придут под любой суд, и суд вынесет то решение, которое хочет улица. Как сильно все изменилось», — отметил медиаэксперт.
С ним сложно не согласиться. Лишившись президента-единомышленника и в шаге от потери большинства в Раде, национал-радикалы «изобрели» новый способ влиять на государство: путем угроз и уличных протестов. Такой режим называется не демократией, но охлократией — властью толпы. Как свидетельствует история, ни к чему хорошему ни одно государство такой режим не приводил, а рано или поздно его сменяет другой, скорее всего — авторитарный.