В четверг, 6 июня, партия «Оппозиционная платформа — За жизнь» провела съезд, на котором официально заявила о самостоятельном участии в досрочной парламентской кампании и представила будущий избирательный список.
В его первую десятку вошли политики Юрий Бойко, Вадим Рабинович, Виктор Медведчук, Наталья Королевская, Сергей Левочкин, Нестор Шуфрич, Василий Нимченко, Сергей Ларин, Сергей Дунаев и Тарас Козак. Все, кроме Медведчука, являются депутатами Верховной Рады.
Большой неожиданностью стало присутствие на 31-м месте бывшего советника главы МВД Авакова, одиозного Ильи Кивы, которого называют откровенным неонацистом. Он прославился поддержкой Майдана и украинских националистов, участвовал в войне в Донбассе, был членом «Правого сектора»*.
"Мы либо сшиваем страну, либо режем ее…. Надо понимать людей с другим менталитетом, надо понимать людей, которые живут во Львове, в Ровно, Тернополе, Закарпатье, иначе мы не страна, а ошмётки каждой отдельной волости, поэтому да, не все просто, но мы пообещали сшивать страну, и мы начали это делать. Если бы я успел вытащить Миколу Карпюка из русской тюрьмы, а я надеюсь, что это все-таки скоро произойдёт, то я бы и ему предложил место в партии, как бы кто не орал, потому что надо понимать, либо страна единая, либо мы, политики, специально разрушаем страну.
Я хочу, чтобы люди поняли одну простую вещь. Люди, которые воевали, они не политики, их взяли и направили на фронт. Они защищали свою Украину. Мы должны должностно относится к ним", — заявил Рабинович.
Сам Кива на своей странице в Facebook расставил точки над i.
«Моя основная задача — это переговорный процесс для достижения мира и это возвращение военнопленных. Я убежден, что я тот человек, который знает цену мира и боль войны. Я намерен сшить страну! А для этого каждый должен закопать топор войны, оставить личные конфликты за рамками, прийти к компромиссу и объединить силы ради целостности нашей страны!» — написал Кива.
Три причины попадания Кивы в список
Киву включили в список партии «Оппозиционной платформы…» по трем причинам, среди которых были необходимость быстрого решения проблем с уставом партии, нужным для включения в список партии, и решение проблемы с безопасностью этой партии во время избирательной кампании. Об этом изданию Украина.ру сообщил источник, близкий к руководству партии «Оппозиционная платформа — За життя».
«Первая причина — проблема с уставом. Его надо было срочно изменить, потому что некоторые его положения не позволяли включить лидера Юрия Бойко в список. Так как Минюст контролируется «Народным фронтом», Медведчуку пришлось договариваться с Аваковым [министр внутренних дел, один из лидеров «НФ»].
Также ему пришлось договариваться с Аваковым и по вопросу безопасности, чтобы праворадикалы Авакова не разгоняли предвыборные митинги «Оппозиционной платформы…». Это вторая причина.
Ну и третья, самая банальная: места в списке частично проданы, как и в прежние славные времена», — рассказал нашему изданию источник.
Конфликт оппозиционных сил — проблема Юго-Востока
Между «Оппозиционной платформой…» и «Оппоблоком» шли тяжелые переговоры, и в конечном счете стороны не договорились об объединении, говорит директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
«Из-за чего не договорились, сказать сложно. Но я думаю, что была попытка со стороны «Платформы» потребовать от своих партнеров обязательств жесткого следования идеологическим конструктам.
На это делает основную ставку «Оппозиционная платформа». Она ведёт последовательную критику Порошенко. В то время, когда каналы и медиаресурсы Ахметова работали на Порошенко и на Ляшко. И сейчас занимает критическую позицию к Зеленскому, даже не к его первым действиям, а к его лексике», — рассказал Погребинский.
В то же время для олигархов (в частности, Рината Ахметова) быть в оппозиции к власти — не самое приятное дело, отмечает эксперт.
«Это [отдельный поход на выборы], конечно, плохо для избирателей Юго-Востока. Это уменьшит фракцию, которая будет ориентирована на их интересы. Ведь часть избирателей будет голосовать за «Оппоблок», и голоса эти потеряются.
Если бы они объединились, то шансы получить больше 15% были бы велики. Сейчас трудно этого добиться. Но теоретически возможно, потому что они надежно преодолевают барьер и являются фактически единственной политической силой, которая конкурирует с Зеленским за голоса этого избирателя», — пояснил политолог.
«Список не будет способствовать росту симпатий»
Сегодня «Оппозиционная платформа — За жизнь» является основным держателем голосов электората Юго-Востока Украины, говорит руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарёв. Однако список кандидатов от этой политсилы, который обнародован, явно не будет способствовать росту симпатий к ним в базовых регионах.
«В проходной части списка есть люди, которых туда завели лидеры политсилы Вадим Рабинович, Юрий Бойко, Виктор Медведчук, и в то же время не видим людей Дмитрия Фирташа, что уже неплохо.
Однако та же Инна Иваночко, которая не за страх, а за совесть отстаивала свои идеи, и не где-нибудь, а во Львове, под прессингом нацистов, оказалась на непроходном 67 месте. Так что будущая позиция потенциальных депутатов вызывает большие вопросы», — подчеркнул политолог.
Кроме того, добавил он, старая гвардия «бело-голубых» типа Натальи Королевской не будет добавлять баллов политсиле на предстоящих выборах.
«В обществе есть запрос на кардинальное обновление, и это касается не только лагеря промайданных сил, но и противоположного лагеря», — сообщил Золотарёв.
Не учли уроков президентских выборов
На президентских выборах избиратели Юго-Востока проголосовали за Зеленского в том числе потому, что случился раскол в бывшем «Оппозиционном блоке». Сейчас эта ситуация может отчасти повториться, отмечает политолог Алексей Якубин.
«Часть избирателей, которая была готова проголосовать за объединенный список, увидят, что вопрос не в идейных вещах, а вопрос в личностях. И, мне кажется, это может сыграть злую шутку с ахметовской частью «Оппозиционного блока», — сказал политолог.
Чем «Оппоплатформа» займётся в Раде
«Во внутренней политике они должны отстаивать возврат к социальному государству, корректировку тарифной политики. Причем корректировка может быть сделана рыночными методами, а не путем грубого ограничения цен», — сказал политолог.
Он предполагает, что речь также пойдет о пересмотре соглашения с Евросоюзом в том, что касается зоны свободной торговли: «это тоже никакая не фантастика, это то, на что Евросоюз может пойти». Наконец, может быть пересмотр отношений с Международным валютным фондом.
«Что касается внешней политики, это прекращение военных действий и возврат рынков на Востоке. По крайней мере, восстановление прагматических экономических отношений. Если восстановить политические отношения сложно, то с экономическими это может быть. Это соответствует интересам украинской экономики», — пояснил Погребинский.
«Зелёная электоральная волна» катится по стране
Максимум, чего «Оппозиционная платформа…» сможет добиться в парламенте, — назвать вещи своими именами, считает Андрей Золотарёв.
«Что-либо реально изменить, набрав максимум 30 мандатов, они не в состоянии. Следует понимать, что главным политическим трендом последнего времени на Украине является монопартийное большинство в Верховной Раде «Слуги народа», — подчеркнул политолог.
Он сообщил, что сейчас, согласно исследованиям, любой политик при поддержке партии Зеленского легко побеждает мажоритарщика, который пять лет «вспахивал округ».
Партия пережила тяжелые времена
Сейчас «Оппозиционная платформа…» занимает роль главной оппозиционной партии, говорит Алексей Якубин.
Он напоминает, что не первый год, даже в самое тяжелое идеологически время, Бойко и Медведчук говорили о том, что Украина должна выполнить Минские соглашения, Донбасс нужно вернуть, а не отстраивать границы. Что нужно вести переговоры всех со всеми. Что Украине нужно возвращение к социальному государству, а это невозможно с высокими тарифами. Что нужно налаживать экономические отношения с РФ — Россия никуда не исчезнет.
«Эти вещи кажутся нормальными, но в том дискурсе, который создавался в последние годы, звучат как вызов. Это было превращено в табу. Но, как мы видим по общественной реакции, эти вещи стали востребованными», — рассказал политолог.
* Деятельность организации запрещена в РФ