Чужой против Хищника. Зеленский объявил о роспуске Верховной Рады - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чужой против Хищника. Зеленский объявил о роспуске Верховной Рады

© пресс-служба президента УкраиныЗеленский Верховная Рада инаугурация
Зеленский Верховная Рада инаугурация
Читать в
ДзенTelegram
В понедельник, 20 мая, Владимир Зеленский официально стал президентом Украины, приняв присягу в здании Верховной Рады. Сразу же после присяги новый глава государства заявил, что распускает парламент

«Я распускаю Верховную Раду 8-го созыва. Слава Украине!» — сказал Зеленский.

Он также отметил, что у депутатов «еще есть время, чтобы заработать неплохие баллы на досрочные парламентские выборы».

Если досрочные выборы состоятся, они должны пройти уже в конце июля 2019 года.

Юридические нюансы против политики

Еще 18 мая Зеленский пообещал создать неудобства парламенту, а днем ранее украинские СМИ опубликовали утечку из его штаба: проект указа о роспуске Рады. Утечка со ссылками на тот же штаб сопровождалась оговорками, дескать, может, Раду Зеленский и не распустит или может распустить с другими формулировками. Но эти оговорки похожи на отвлекающий маневр.

Инаугурация избранного президента Украины В. Зеленского
Юрист: Зеленский законно распустил Раду, теперь слово за Кабмином и ЦИКУкраинский адвокат Татьяна Монтян пояснила, на каких основаниях президент Владимир Зеленский распустил Верховную Раду и как могут саботировать внеочередные выборы

Опубликованный изданием «Страна.ua» документ абсолютно идентичен проекту указа, который 18 апреля публиковал на своей странице в Facebook Андрей Портнов, бывший при президенте Януковиче замом главы АП. Роспуск парламента в нем аргументируется двумя обстоятельствами:

— «принимая во внимание тот факт, что после выхода из коалиции "Радикальной партии", «Батькивщины» и «Самопомощи», «начиная с 19 февраля 2016 года», в ее составе остались лишь БПП и «Народный фронт», «фактическая численность которых меньше чем большинство от конституционного состава Верховной Рады Украины»,

— учитывая отсутствие соглашения о коалиции депутатских фракций, которое было бы подписано после 19 февраля 2016-го большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины и подтверждало существование коалиции депутатских фракций».

Аналогичный аргумент приводила 16 мая в Facebook и министр юстиции времен Януковича Елена Лукаш: «Теперь о коалиции. Ее существование прекратилось 18 февраля 2016 года…. Т.е. сейчас 43-й месяц как Порошенко, так и после инаугурации Зеленский имеют полное право досрочно прекращать полномочия ВРУ. Сорок третий месяц. Какие 30 дней? Они истекли в марте-2016. Порошенко правом на роспуск не воспользовался. Зеленский определится сам. Основание — железное: коалиции нет и никакого доказательства этому очевидному факту не нужно… Утрачена и законодательная, и общественная легитимность».

Однако, как ни относиться к Верховной Раде, предложения Портнова и Лукаш плохо соотносятся и с правовыми нормами и со здравым смыслом.

Будни развала коалиции

Да, отвратителен парламент, который клянётся Майданом, но при этом не восстанавливает в своем регламенте нормы о коалиции, которые изъяли при Януковиче. Отвратительно и смешно руководство парламента, которое игнорирует решение суда, не предоставляя ему списка с персональным составом коалиции.

Но все же отсутствует ли коалиция в течение уже 43 месяцев?

Заседание Верховной рады Украины
СМИ: Стала известна дата досрочных выборов в Верховную РадуУкраинское агентство УНН пишет, что датой проведения досрочных выборов в Верховную Раду будет выбрано 14 июля 2019. Об этом сообщил его информированный источник

Да, как видно по сайту Верховной Рады, 19 февраля 2016 после выхода из коалиции трёх фракций, в БПП и «НФ» в сумме оставалось 217 депутатов. В коалиции, несомненно, было и некое число внефракционных — а таковыми в соответствии с регламентом были и тогдашний спикер Владимир Гройсман и его первый заместитель Андрей Парубий. Однако вопрос, дотянет ли коалиция до нужной численности вместе с внефракционными, тогда был не актуален на фоне проблемности альянса оставшихся в ней фракций.

Тогда Порошенко надо было убрать Яценюка с поста премьера, а лидер «фронтовиков» не хотел уходить. Но в итоге им удалось-таки договориться, а БПП пополнился несколькими депутатами. На утреннем заседании 12 апреля в обеих фракциях в сумме было 226 депутатов, а 14 апреля, при утверждении Гройсмана премьером — 227.

При этом считалось, что нового коалиционного соглашения не требуется, так как речь идет о коалиции «Европейская Украина», из которой ни одна из этих фракций не выходила. Если посмотреть на стенограммы заседаний Рады тех дней, видно, что многие парламентарии, в частности от «Оппоблока» и «Самопомощи», пускали шпильки в адрес власти. Но никто не ставил под сомнение факта существования коалиции, и вытекающую из него легитимность утверждения премьера и членов правительства.

То есть в апреле 2016-го даже противники коалиции не считали её нелегитимной, но Портнов и Лукаш сейчас обнаружили, что она была такой и тогда. Однако объективно их утверждения выглядят не открытием законов развития общества, не констатацией фактов, которых в силу меньшей проницательности никто больше не смог увидеть, а просто демонстрацией поговорки «закон что дышло».

Премьер-министр Гройсман вне закона

Да, на Украине давно сформировалась такая традиция обхождения с законами. К ней приложили руку и старая власть, и новая. Можно вспомнить и отмену Конституционным судом политреформы в 2010-м (после того как в 2008-м он уже решал, что это дело ему неподсудно), и её восстановление в 2014-м по неконституционной процедуре. А традиция обхождения с законом как с дышлом не просто несовместима с идеей правового государства, она и материально невыгодна, ибо вселяет в инвесторов в украинскую экономику чувство неуверенности.

Андрей Золотарев
Золотарев предположил, кто возглавит правительство после выборов в РадуСоциологические исследования показывают, что украинцы ходят видеть во главе правительства тех людей, которые стандартно рассматриваются в качестве кандидатов на этот пост: Юлия Тимошенко, Виктор Медведчук, Юрий Бойко и нынешний премьер Владимир Гройсман. Об этом рассказал политтехнолог Андрей Золотарев в интервью изданию Украина.ру

Да, здесь неправовой акт планируют применить во благо, для роспуска очень плохой Рады. Поэтому эмоционально многие избиратели его оправдают. Но можно ли предполагать, что такое обхождение с законами власть Зеленского не использует против рядовых граждан, например, чтобы упростить их выселение из жилья за неуплату коммунальных платежей?

Можно ли верить, что эта власть не обойдется как с дышлом с Минскими соглашениями?

Наконец, что касается общественной легитимности, то, конечно, у нынешней Рады с ней плохо. Но не думаю, что достаточно такой легитимности у проведения выборов в Раду в конце июля, то есть в разгар отпусков? Ведь это лишит возможности проголосовать миллионы отдыхающих.

Теперь о практической стороне дела. Если Зеленский отодвинет дату ликвидации коалиции на февраль 2016 года, он осложняет успех роспуска по двум причинам.

Во-первых, объективному суду легко установить факт существования коалиции в апреле того же года и поэтому признать указ президента незаконным.

Сложнее было бы, если б точка отсчета находилась после утверждения нынешнего Кабмина. Но, видно, и Портнов, и Лукаш не знают, как доказать, что в коалиции с учетом внефракционных в последние месяцы было меньше 226 депутатов.

Во-вторых, такая дата толкает главу правительства в оппозицию президенту. Она означает, что утвержденное в апреле-2016 правительство незаконно. Из этого вытекает, что тогдашний спикер Владимир Гройсман сначала создал себе предпосылки для узурпации власти, а затем стал её узурпировать как премьер.

Гройсман против Порошенко

Следовательно, Гройсман должен сопротивляться роспуску и добиваться его признания незаконным. И не помогут никакие объяснение самого Зеленского и его команды, что, дескать, нехороших последствий для главы Кабмина не будет. Премьер хорошо знает, что украинская политика — это сплошное кидалово.

А ведь Гройсман в ходе президентской кампании дистанцировался от Порошенко и не делал никаких недружественных жестов в отношении Зеленского ни до, ни после его избрания. Да, он против досрочных выборов, но выступая в Раде 17 мая сказал: «Давайте вместе с новоизбранным президентом определим повестку дня, которая нас объединяет».

Брифинг избранного президента Украины В. Зеленского
Ткачев: Зеленский может легко распустить РадуГлавред одесского издания «Таймер» Юрий Ткачев уверен, что избранный президент Владимир Зеленский может распустить парламент несмотря на отсутствие парламентской коалиции

По словам Гройсмана, эта повестка включает снятие депутатской неприкосновенности и изменения избирательного законодательства, то есть вещей, которых как раз добивается и Зеленский.

Утечка же информации об указе о роспуске появляется вскоре после этого выступления. Ее не обязательно считать ответом Гройсману, но легко воспринять именно так. А в силу своей должности как раз премьер должен возглавить сопротивление роспуску. И это обстоятельство вкупе с грамотной организованностью данного сопротивления и позволило бы политической силе Гройсмана откусить необходимый кусок электората Порошенко для прохождения в Раду, ибо пока преодоление ею 5% барьера выглядит сомнительно.

Уроки политики от Горбачёва

А просчитали ли у Зеленского возможности подобного сопротивления? Ведь проблема отнюдь не сводится к четкости юридических формулировок. У юристов часто проявляется вредная в политике черта. Они думают, что достаточно всего лишь какого-то правового хода, чтобы решить проблему.

Помню, как выпускник юрфака МГУ Горбачёв в 1989 году протаскивал на 2-м съезде Народных депутатов СССР создание Комитета конституционного надзора, надеясь, что постановления этого комитета предотвратят суверенизацию республик и распад Союза. Но ничего у него не получилось, потому что для решения политических вопросов необходима прежде всего сила. Без неё невозможно реализовать не только казуистическую правовую зацепку, но и безупречную законодательную норму.

Сомневаюсь, что у Зеленского такая сила есть. Ведь неизвестно, когда б он инаугурировался, если бы не «Большая семерка». Ей было ясно, что беспричинное оттягивание инаугурации недопустимо для ассоциированного с ЕС государства и бросает тень уже на кураторов этой страны. Но в случае с роспуском Рады нельзя ожидать от Запада такой же поддержки Зеленского. Следовательно, те, кто подсказывают ему такой ход, красуясь правовой казуистикой и не просчитывая других вещей, подталкивают нового президента к конфликту с очень сомнительной перспективой.

Конечно, неопытного президента легко пожалеть. Но объективно его борьба с Радой — это схватка Чужого против Хищника. И пока ни одна из сторон не превратилась в украинскую партию мира, или не протянула руку последовательным сторонникам, то при любом исходе такого конфликта надо следовать завету Владислава Ходасевича: «Раз: победителей не славить. Два: побежденных не жалеть».

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала