Начало бизнеса в «лихие 90-е»
Будучи родом из Днепропетровска, Коломойский запустил свой бизнес во время перестройки после принятия закона «О кооперации». Начав работу в кооперативе «Фианит», который занимался торговлей оргтехникой, перевозя крупные партии товара из Москвы в Днепропетровск, он познакомился с будущими компаньонами по бизнесу — Геннадием Боголюбовым и Алексеем Мартыновым. В 1990 году они втроем создали компанию «Сентоза». После развала СССР бизнесмены стали заниматься импортом товаров широкого потребления и быстро стали мультимиллионерами.
В 1992 году родилась финансово-промышленная империя «Приват»: именно тогда по предложению Сергея Тигипко был учрежден «Приватбанк». Временем расцвета «Привата» стала середина 90-х годов. Тогда к группе примкнул Леонид Милославский, сын влиятельного советского предпринимателя Аркадия Милославского. Считается, что Коломойский, Тигипко, Боголюбов и Милославский владели по 25% акций банка. Кроме того, группа начала заниматься экспортом металла. Но наибольшую прибыль она получила благодаря налаживанию связей с Павлом Лазаренко, губернатором Днепропетровской области, а затем и вовсе премьер-министром. По его протекции «Приват» вошел в нефтяной бизнес, сначала импортируя бензин, а позднее приобретая объекты для хранения и транспортировки нефтепродуктов.
Лазаренко обеспечивал бизнесменам режим наибольшего благоприятствования, взамен получая свою долю в размере 50% от чистой прибыли. Средства перечислялись на счета в зарубежные банки.
С 1995 г. «Приватбанк» активно скупал ваучеры у простых граждан и за короткие сроки приобрел их более миллиона. Таким способом группа вошла в капитал Никопольского завода ферросплавов, Орджоникидзенского и Марганецкого Государственных обогатительного комбинатов (ГОК).
В 1997 г., после потери Лазаренко должности премьера и смерти Милославского во время отдыха в Австрии, Коломойский становится главным человеком в «Привате».
В начале 2000-х гг. «Приватбанк» получает контроль над «Укрнафтой», приобретя 43% акций госпредприятия. За это бизнес-направление отвечал близкий соратник Коломойского Игорь Палица. Заменить его в менеджменте «Укрнафты» было невозможно, поскольку такие инициативы постоянно блокировались «приватовцами».
Интересно, что при скупке акций различных государственных предприятий «Приватом» всю прибыль бизнесмены присваивали себе, а на плечи государства перекладывали расходы по социальному обеспечению трудовых коллективов. Это позволяло им в значительной мере уходить от налогов.
Расширение бизнес-империи «Приват» после «оранжевой» революции. Обвинение в рейдерстве и уголовные дела
В канун «оранжевой» революции Украина переживала стадию борьбы за оставшиеся куски государственной собственности между различными олигархическими группировками. Процесс шел с помощью взяток судьям и кровавых «разборок» между людьми спортивной наружности. На некоторое время Коломойский даже покинул страну, оказавшись в Швейцарии.
В 2004 году крупный конфликт произошел между Коломойским и Виктором Пинчуком. Предметом олигархической разборки стал контроль над Криворожским железорудным комбинатом. Пинчук утверждал, что Коломойский и Боголюбов купили КЖРК в его интересах. Якобы он договорился с ними, что покроет расходы на покупку комбината, а после аукциона «приватовцы» передадут ему контроль над предприятием. Вместо этого Коломойский и товарищи предложили Пинчуку приобрести офшорную компанию Alcross на сумму 143 млн долларов, оказавшуюся фиктивной. Когда обман выяснился, зятю Кучмы был предложен новый договор: он получал бы комбинат в обмен на создание совместного Ферросплавного холдинга. При этом Пинчук должен был передать в его управление свою долю в Никопольском заводе ферросплавов. На тот момент Коломойский и Боголюбов уже контролировали производство ферросплавов в Украине, но полноценной монополии мешали 73% акций Пинчука в НЗФ. Также стороны должны были возместить друг другу убытки.
Пинчук снова согласился, правда, настоял на включении в соучредители лидеров российской группы «Лужники» Александра Бабакова и Михаила Воеводина. Когда Ферросплавный холдинг был создан, Коломойский и Боголюбов отказались погашать свои долги, оставив себе комбинат, а позже продав 50% акций Ринату Ахметову. Позже Пинчук обратился в Лондонский суд, но до вердикта дело не дошло: в 2016 году было заключено мировое соглашение, где Коломойский согласился выплатить $500 млн.
Коломойский также помогал братьям Суркисам в схватке с их бывшим партнером Константином Григоришиным. Во время этого конфликта он стал фигурантом двух уголовных дел. Адвокат Григоришина, Сергей Карпенко, обвинил Коломойского, что тот угрожал ему физической расправой. Вскоре помощника Карпенко избили, а через месяц уже сам Карпенко получил несколько ножевых ранений. Коломойский всячески опровергал свою причастность к покушению, но от следствия уклонялся. В итоге дело кончилось ничем.
Позже Григоришин в Лондонском суде заявлял, что Коломойский имеет отношение к смертям многих людей: Милославского, главного исполнительного директора Украинского кредитного банка Юрия Ляха, министра транспорта Георгия Кирпы, председателя Днепропетровского отдела по борьбе с организованной преступностью Эдуарда Шевченко и прокурора Днепропетровской области Владимира Шубы, а также российского предпринимателя Максима Курочкина и его партнера Владимира Воробьева.
В 2004 году Коломойский поддержал «оранжевую» революцию на сумму около $5 млн. Смена власти была выгодна ему и его партнерам, так как значительно ослабляла Пинчука. Инвестиции окупились с лихвой.
Большую роль в укреплении позиций «Привата» сыграл Геннадий Корбан, получивший в СМИ репутацию «главного рейдера Украины». В 2007 году при его активном участии империя Коломойского присоединила к себе крупнейший в Днепре рынок «Озерка». По подозрительному стечению обстоятельств конкурент олигарха Максим Курочкин был застрелен снайпером при выходе из Святошинского райсуда Киева, а ранее в Днепропетровске убит его соратник — директор рынка Владимир Воробьев. Эти уголовные дела до сих пор не раскрыты.
Ярким эпизодом в карьере Коломойского стало приобретение акций телеканала «1+1». В 2005 году он заявил о желании приобрести у Александра Роднянского долю в собственности канала. По словам Коломойского, у него с Роднянским был устный договор о продаже за 100 миллионов долларов 70% компании. Когда Роднянский не согласился на предложение продать собственность за цену ниже рыночной, оглигарх пошел в суд, где был признан правомочным устный договор о продаже ему акций Роднянским. Верховный суд Украины, правда, решил не позориться и стал на сторону продюсера телеканала. А дальше начался «честный отъем» телестудии. Мажоритарный акционер «1+1», компания СМЕ, которая владела 60% акций, выкупила 30 из 40% у Александра Роднянского и Бориса Фуксмана. Однако из суммы в 219,6 млн долл. продавцы получили лишь 79,6 млн. Оставшиеся 140 млн долларов пошли Игорю Коломойскому в качестве компенсации за так и нереализованный им опцион на покупку доли в "1+1". На тот момент Коломойский держал 3% акций СМЕ стоимостью 110 млн долл. и входил в совет директоров компании. Таким образом, он вернул деньги, чтобы за них же выкупить через год у СМЕ 49% акций группы «1+1» и телеканал ТЕТ. Оставшиеся акции компания обязалась продать Коломойскому за 300 млн долларов наличными.
По состоянию на 2008 г. Коломойский занимал 253 место в ряду богатейших людей планеты с состоянием в 4,2 млрд долларов. Бизнес-империя «Привата» охватывала свыше 100 различных предприятий. Естественно, она имела запутанную структуру владельцев: собственность принадлежала офшорным компаниям, конечными бенефициарами которых были акционеры группы.
В 2009 году заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин заявил, что организованная преступная группировка «Капитошки» выполняла заказ группы «Приват» во время конфликта с банком «Форум» по ОАО «Кременчугский сталелитейный завод» в 2006 году. Для этого использовали группы молодчиков с битами, бензопилами и травматическим оружием.
«Приватовцы» также контролировали более 60% украинских авиаперевозок, купив в 2009 году большую часть акций компаний «Днеправиа», Windrose и Международных авиалиний Украины (МАУ).
В то же время подконтрольная группе «Приват» компания «Нортима» победила на конкурсе по приватизации Одесского припортового завода. Однако премьер-министр Юлия Тимошенко обвинила участников конкурса в сговоре, и завод остался в государственной собственности.
Во времена Януковича Коломойский и компания были отодвинуты на задний план «семейным» кланом. В СМИ даже распространялись слухи, что олигарх сознательно пошел на банкротство компании «Аэпросвит», поскольку ее хотели «отжать» представители «семьи».
Коломойский умел держаться на плаву при любой власти. Залогом его могущества стал «Приватбанк», который постепенно перерос в системообразующий фактор экономики Украины. Его услугами пользовались 75% граждан. Его крах спровоцировал бы обвал экономики Украины. С его помощью получались миллиардные суммы рефинансирования из бюджета.
Роль Коломойского в событиях последних лет: от разгрома Русской весны до вражды с Порошенко
Когда на Украине происходил Майдан 2013-14 гг., Коломойский отсиживался за границей, но его СМИ активно поддержали переворот, став рупором оппозиции. Вернувшись в страну после отстранения Януковича Коломойский превратился в «ярого патриота» и способствовал удушению массовых протестов противников Майдана на юго-востоке Украины. Заняв должность губернатора Днепропетровской области, олигарх устроил массовые репрессии против активистов Русской весны.
«Игорь Коломойский и его команда — Геннадий Корбан, Борис Филатов, Святослав Олейник и много других днепропетровских патриотов, которых они объединили, — совершили настоящий подвиг весной и летом 2014 года, когда не дали пророссийским силам устроить шабаш не только в Днепропетровской области, но и в Запорожской области. Многие методы, которые они использовали, не всегда были законны. Это правда. Часто они действовали по принципу «око за око, зуб за зуб», — характеризовал губернатора Коломойского народный депутат Антон Геращенко.
Сейчас уже известны и методы, использовавшиеся командой Коломойского во время патриотических зачисток. По словам Геращенко, активных сторонников антимайданного движения «вывозили на прогулку в лес, где с ними была проведена разъяснительная работа на предмет того, как надо любить Украину… В то время на это не был способен весь многотысячный аппарат СБУ, МВД и других спецслужб, находящийся в полном параличе после победы Майдана».
Коломойский способствовал разжиганию гражданской войны в стране (ее гражданский характер он признал сам), подтолкнув Турчинова к развязыванию военных действий на Донбассе, спонсировав организацию и деятельность различных добровольческих батальонов. А весной 2014 г. «Приватбанк» объявил акцию «$10 тыс за «москаля». Соответствующие билборды были развешаны по всей стране.
«Игорь Валерьевич позвонил Турчинову, который исполнял обязанности президента, и сказал: «Мы готовы взять на себя ответственность и удержать Восток Украины от катастрофы, которая надвигалась со стороны Российской Федерации»… Мы смогли мобилизовать охранные структуры, которые были в тех городах, смогли мобилизовать активистов, которые вышли и фактически предотвратили падение Юго-Востока и его отход в сторону Российской Федерации… Штурмов в Днепропетровске за март было 3 или 4. Возглавлял их народный депутат Олег Царёв. В результате мы купили им всем билеты в Российскую Федерацию, посадили на поезд и, таким образом, сохранили Юго-Восток Украины. Это было сделано и в Одессе — там были тоже трагичные события, это было сделано в Запорожье, но это не было сделано в Луганске и Донецке, потому что губернатор Тарута не смог справиться и решить этот вопрос так, как его решили мы», — рассказывал в 2015 году соратник олигарха Геннадий Корбан.
Коломойский причастен к трагедии 2 мая 2014 года, когда в ходе разгрома лагеря безоружных «куликовцев» «майдановскими» радикалами погибли 48 человек. «Я горжусь, что я к этому приложил руку. Если бы встал вопрос второй раз, я бы сделал то же самое», — подчеркнул он в интервью Дмитрию Гордону.
Поначалу олигарх получил немалые финансовые преференции от поддержки новой власти, активно участвуя в тендерах на поставку горючего, оружия и амуниции в ВСУ и получая рефинансирование на «Приватбанк». Только в 2016-м ему был предоставлен 21 млрд гривен, который был успешно переведен в валюту и выведен за рубеж. Он откачал арестованную нефть на ОПЗ, принадлежавшую структурам Сергея Курченко, в хранилища компании «Синтез Ойл», связанную с «Приватом».
Вместе с тем по мере укрепления власти Коломойский превратился для Порошенко из союзника в обузу для установления монопольной власти в стране, которую президент рассматривал как собственный бизнес-проект и делить прибыль с конкурентом явно не хотел.
С помощью большинства в Раде Порошенко лишил структуры «Привата» контроля над «Укрнафтой» и «Укртранснафтой», инициировав уголовные дела в отношении приближенных Коломойского. В результате олигарх ушел с поста председателя Днепропетровской ОГА, в очередной раз уехав в Швейцарию.
А после того как в октябре 2016 г. президент отобрал у Коломойского его главное детище — «Приватбанк», — их вражда стала непреодолимой. Разбирательства по делам банка и аффилированными структурами идет как в украинских, так и в международных инстанциях, в частности, Высоком суде Лондона.
В данный момент Коломойский видит задачу в том, чтобы не дать Порошенко снова стать президентом, и весьма близок к ее воплощению. Однако удовлетворение отдельно взятых амбиций олигарха само по себе вряд ли что-то существенно изменит для страны в целом.