Возможной победы Юлии Тимошенко с опаской ожидали представители крупного бизнеса как на Украине, так и на Западе. Как говорит руководитель аналитического отдела инвесткомпании "Конкорд Капитал" Александр Параций, это было связано с ее обещаниями снизить цены на газ и пересмотреть условия сотрудничества с МВФ.
«Причиной такой динамики, по моему мнению, является то, что стало окончательно ясно: у Юлии Тимошенко нет шансов стать президентом. Ведь именно вариант с Тимошенко выглядел наиболее рисковым для суверенного долга, исходя из позиций по ключевым вопросам, которые противоречат программе МВФ», — заявил Параций.
Рассказывая о факторах, на которые в ближайшие недели может реагировать международный долговой рынок, он выделил увеличение шансов на победу действующего президента Петра Порошенко, реакция на которую скорее будет положительной, так как это более понятный президент для Запада. В то же время от Владимира Зеленского мировые банкиры ожидают конкретики по поводу готовности сотрудничать с МВФ и выплачивать долги. Тем не менее, по словам Парация, даже в случае его победы, реакция будет скорее нейтральной, так как такая вероятность крупными банкирами «уже учтена в цене».
Заместитель главы стратегической группы советников премьер-министра Украины Павел Кухта объяснил такое поведение рынков тем, что оба кандидата, которые выходят во второй тур, заявляли о сохранении нынешнего курса в экономике: «программы с МВФ придерживаться, глупостей не делать, поддерживать земельный рынок». К вероятной победе Зеленского, по его мнению, международные финансисты отнесутся с большей осторожностью, однако будут обращать внимание в первую очередь на то, какими людьми окружит себя новый президент.
Таким образом, перед нами вырисовываются определенные предпочтения крупных международных финансистов относительно того, кто должен управлять Украиной следующие пять лет. Лучше всего для них — предсказуемый Петр Порошенко, который будет и дальше вгонять страну в долговую яму и распродавать все ценные государственные активы. За ним следует пока еще не совсем понятный Зеленский, а хуже всего для них, по крайней мере, из тройки лидеров, была Юлия Тимошенко, которая из дальнейшей борьбы уже выбыла.
Экономист Сергей Фурса в эфире телеканала «24» тоже говорил, что для рынка самой лучшей новостью было то, что на выборах не прошла Юлия Тимошенко. Владимира Зеленского пока не очень опасаются, но если он вдруг заикнется о смене правления Нацбанка, «рынок сразу же развернется в другую сторону». Кроме того, по его мнению, МВФ совсем не нравится идея Зеленского объявить налоговую амнистию, что вполне понятно, так как МВФ интересует исключительно вопрос возврата своих кредитов с процентами, а меньше налоговых поступлений — значит меньше возможностей расплатиться с кредиторами. С другой стороны, международные кредиторы довольны тем, что в команде Зеленского присутствуют такие «реформаторы», как экс-глава Минфина Александр Данилюк и экс-глава Минэкономики Айварас Абромавичус, один из «варягов», внедренных в 2014 году в Кабмин Украины, но не сработавшийся с Петром Порошенко.
Присутствие этих фигур как бы говорит западным партнерам о неизменности экономического курса Украины в случае избрания Зеленского, то есть того, что разворота в сторону социального государства не будет. В окружении Зеленского достаточно много еврооптимистов и либертарианцев, считающих, что государство должно вообще устраниться из многих экономических сфер. Комментируя «экономику от Зеленского», украинский экономист Алексей Кущ задает закономерный вопрос: «Кто будет обеспечивать 12 миллионов пенсионеров, социальную сферу в виде школ, детских садов, больниц? Кто будет выплачивать субсидии?»
В целом же получается, кто бы из них ни выиграл президентскую гонку, украинцев ожидают достаточно сложные времена. То, что хорошо для международных кредиторов, не очень-то хорошо для простых украинцев и в целом для экономики страны.
В этом году Украину ждут пиковые выплаты по долгам. Как сообщил 2 апреля Минфин Украины, до конца текущего 2019 года стране нужно выплатить для погашения внешнего долга 120 млрд гривен ($ 4,4 млрд), а в следующем, 2020-м, году государству необходимо будет выплатить по внешним заимствованиям 178,60 млрд гривен ($6,6 млрд). Ранее премьер-министр Владимир Гройсман говорил, что в 2019 году государство должно направить на погашение внешней задолженности $15,8 млрд — почти четверть госбюджета. И это не считая бюджетных расходов на президентские и будущие парламентские выборы. В такой ситуации Украина может рассчитывать только опять же на МВФ и связанных с ним международных кредиторов. Однако МВФ пока приостановил перечисление нового транша в связи с выборами, отменой статьи о незаконном обогащении и так и нерешенным вопросом о новом повышении цены на газ на 15% с 1 мая 2019 года. Иными словами, МВФ не выбирают, и у Украины нет возможности изменить экономическую политику.
Андрей Ермолаев, директор Института «Новая Украина», на недавней пресс-конференции в Киеве предупреждал о нарастающих рисках дефолта.
«Есть угроза экономического дефолта. Огромное число фактов свидетельствует, что этот год может быть одним из самых серьезных по вызовам. Здесь и нагрузка, связанная с внешними обязательствами Украины, и неблагоприятная торговая конъюнктура, и последствия деиндустриализации, и резкое изменение ситуации с энергобезопасностью. С 2020 года Украина может не только лишиться транзитных возможностей, но и резко изменится ситуация по объему, стоимости, характеру поставок. Это повлияет на ситуацию в целом и непосредственно отразится на карманах граждан», — заявил Еромолаев.
Тем не менее, маловероятно, что международные кредиторы позволят Киеву объявить дефолт. Как Порошенко, так и Зеленскому будут и дальше подбрасывать небольшие кредиты для выплаты старых кредитов, но под более кабальные условия, что не позволит реально улучшить жизнь большинства граждан страны.
В среду, 3 апреля, аналитики американского инвестбанка Morgan Stanley сообщили, что ожидают до конца 2019 года падения курса гривны по отношению к доллару до уровня 31 грн. И это притом что, по прогнозам тех же аналитиков, американская валюта в мире за год подешевеет на 6%. Ситуацию на Украине они в целом характеризуют как «политическую, макроэкономическую неопределенность для инвестиций», а повышение тарифов на газ, высокая инфляция, по их оценкам, будут сдерживать потребление домохозяйств.
Проще говоря, как ни печально, но украинцы при любом исходе второго тура выборов не смогут приобретать больше товаров и услуг.