23 февраля в истории современной России имеет все основания для того, чтобы стать одним из основных государственных праздников. В этот день Севастополь избрал своего народного мэра и начал свой путь из Украины в Россию.
«23 февраля севастопольцы вышли к горадминстрации. «Правый сектор»* в Киеве накануне заявил: «Севастополь, встречай, к вам едет «поезд дружбы». Все уже знали «дружбу» «Правого сектора»*, который избивает, приковывает наручниками, ставит на колени. Но Севастополь не тот город, где такое возможно сделать с людьми. Несколько тысяч человек вышли на главную площадь. Кто-то назвал имя Чалого. Тот вышел и сказал в микрофон не больше 20 слов (он вообще очень немногословен), после которых площадь провозгласила его «народным мэром», — вспоминал о тех событиях месяц спустя в интервью «Собеседнику» депутат городского совета Севастополя Владимир Тюрин.
Фактически, переняв у Майдана тактику создания параллельных органов власти, которую те использовали с января 2014 года, севастопольцы пошли еще дальше и поставили вопрос ребром: либо прекращение творившегося в Киеве безобразия, либо уход города из состава Украины вообще. Впрочем, как показало время, на самом деле никакого вопроса не было — уже тогда горожане решили вернуться домой — в Россию.
Непростой город, или Как Украина сама себя обманула
Говоря о Крыме, многие воспринимают Севастополь как один из городов полуострова, выделяющийся разве что отдельными страницами своей истории. Это одна из самых распространенных и самых грубых ошибок.
Еще при царской власти Севастополь среди прочих городов Крыма выделялся своим статусом. Занимательное совпадение: 23 февраля (по старому стилю) 1804 года император Александр I своим указом предоставил городу статус главного военного порта, в который не могли входить купеческие суда. Через пять лет — в 1809 году Севастополь и вовсе объявили главной крепостью Черного моря. Над ним взвился особый крепостной флаг — такой же, как над Кронштадтом, Свеаборгом и Выборгом.
По результатам Крымской войны России запрещено было держать военный флот в Севастополе, но в 1871 году, после отмены Парижского мирного договора, Александр II подписывает указ о назначении Севастополя главным военно-морским портом России на Черном море. Через двадцать лет после этого указа над городом снова поднимается крепостной флаг.
Все меняется после революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войны. В 1921 году Севастополь становится одним из городов Крымской Автономной Советской Социалистической Республики (КАССР), конституция которой в 1937 году устанавливает для города республиканский статус наряду с Симферополем, Керчью, Феодосией, Ялтой и Евпаторией. В 1945 году Севастополь входит в состав Крымской области Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Однако в 1948 году происходит знаковое для города изменение: сразу два органа советской власти — Совет министров СССР и Президиум Верховного Совета РСФСР принимают документы, согласно которым город признается самостоятельным административно-хозяйственным центром и городом республиканского значения РФСРФ.
1954 год — черный год для многих крымчан. Их полуостров передают Украине. Однако ни в постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР, ни в указе Президиума Верховного Совета СССР город, который к тому времени стал самостоятельной административной единицей, не упоминается. Сегодня это дает основания некоторым политикам заявлять, что Севастополь был включен в состав Украины в 1991 году незаконно. Тем более, что к 1954 году Севастополь уже стал закрытым городом, управлявшимся Минобороны СССР. До 90-х годов ХХ века просто так, без пропуска попасть в Севастополь было невозможно.
«Единственная его связь с Киевом заключалась в том, что севастопольская парторганизация входила в крымскую, а та — в украинскую», — вспоминает о советском прошлом Севастополя депутат Госдумы Константин Затулин.
Тем не менее, в Конституции УССР в 1978 году Севастополь был указан как один из двух городов республиканского подчинения наряду с Киевом. В свою очередь, в Конституции РСФСР такими городами были признаны лишь Москва и Ленинград.
На всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 года лишь 36,4% правоспособных жителя Севастополя (57,1% при явке 63,7%) проголосовали за независимость Украины. А через год и один день — 2 декабря 1992 года юридический отдел Верховного Совета РФ дал заключение, согласно которому указ Президиума Верховного Совета РСФСР 1948 года не был ни изменен, ни отменен, а значит, Севастополь должен был быть российским городом. Через пять дней Съезд народных депутатов РФ поручил Верховному Совету рассмотреть вопрос о статусе Севастополя.
В итоге Верховный Совет РФ 9 июля 1993 года провозгласил город территорией России. Украина решительно протестовала и созвала Совбез ООН. Спасло Украину противостояние российских парламентариев с президентом Борисом Ельциным. Тот назвал решение ВС РФ «стыдным», а после того, как осенью 1993 года Верховный Совет разогнали, вопрос был снят с повестки дня. Но севастопольцы продолжили борьбу за свой российский статус. 23 августа 1994 года Севастопольский городской совет народных депутатов провозгласил российский статус города и обратился к властям РФ и Украины с просьбой закрепить его, на что получил прогнозируемое молчание из Москвы и решительное «нет» из Киева.
Впрочем, в 1995 году Украина, не ведая того, нанесла себе в деле Севастополя удар: Верховная Рада отменила Конституцию Республики Крым, которая провозглашала этот город неотделимым от остального полуострова. А через год в — в 1996 году — Конституция Украины закрепила за городом отдельный наряду с Киевом статус. При этом в отличие от Киева в Севастополе выборы мэра не проводились. Это привело к тому, что назначаемого Украиной главу Севастопольской городской государственной администрации местные жители прозвали «гауляйтером». В итоге Севастополь Украина же отделила от Крыма, но таким образом, что лишь разозлила жителей города.
В 2014 году за все это Украина получила неслабую «ответку».
Инженер, историк, филантроп
То, что именно Чалый стал народным мэром, не случайно. К тому времени севастопольцы хорошо знали своего земляка. Несмотря на то, что родился Чалый в Москве, в семье ученых-технарей, к 2014 году многие считали его именно севастопольцем и притом — выдающимся. Тем более, в город славы российского флота Чалый переехал, когда ему не было и года. Там же он окончил Севастопольский приборостроительный институт. В нем же он продолжил заниматься наукой.
В 1988 году Чалый возглавил лабораторию электрических аппаратов, а в 1990 году преобразовал ее в научно-производственное предприятие «Таврида Электрик». Это предприятие спасло от развала местных конструкторских бюро, а его продукция в конечном итоге вышла и на международные рынки. С 1993 по 2014 год Чалый был техническим и генеральным директором промышленной группы «Таврида Электрик».
В общем, Чалый стал успешным человеком, но, в отличие от ряда «выдающихся личностей» полуострова, который в первые годы независимой Украины выделялся и разгулом бандитизма, он был тем, кто всего добился своим умом.
При этом он не забывал и о русских корнях Севастополя. Так, по его инициативе в школах города появился предмет «севастополеведение», был осуществлён выпуск дневников севастопольского школьника и проведение акции ко Дню Победы «Мы помним, мы гордимся». Также Чалый спродюсировал документальный сериал «Севастопольские рассказы».
Кроме того, при финансовой поддержке Чалого в 2007 году на территории 35-й береговой батареи был создан музейный историко-мемориальный комплекс. Это один из самых пронзительных музейных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне.
При этом к властям Украины и их политике у Чалого отношение было негативное.
«20 лет назад севастопольцы не по своей воле оказались за пределами России. 20 лет они подвергаются давлению, цель которой разрыв исторической связи со своей родиной, отказ от своей истории, подмена ее историей иногда чужой, а иногда и вовсе лживой. Поэтому хочу обратиться ко всем присутствующим с предсмертными словами адмирала Корнилова, которые, к сожалению, по-прежнему сегодня актуальны: «Отстаивайте же Севастополь!» — заявил он в Москве в 2012 году во время награждения Международной премией Андрея Первозванного.
Естественно, Майдан такой человек принять не мог. Еще до событий в Киеве он инициировал обращение к президенту Украины Виктору Януковичу с призывом не подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. А за две недели до трагической развязки Майдана Чалый фактически предвидел дальнейшее развитие событий, заявив, что протесты окончатся столкновениями с милицией, сменой власти и путем Украины в НАТО.
В итоге на митинге 23 февраля 2014 года севастопольцы знали, кого делать своим руководителям. Город, десятилетия существовавший без мэра, наконец получил его. Народным мэром на митинге избрали Чалого. Глава СГГА — «гауляйтер» Владимир Яцуба еле попал на сцену и после его слов о необходимости сохранения единства с Украиной был освистан. В истории Севастополя, да и всей России, начиналась новая глава.
* Деятельность организации запрещена в РФ