По данным ООН, Украина вошла в список стран со стабильно недоедающим населением — наряду с Конго, Йеменом, Мали, Суданом, Афганистаном и т.п. Кроме того, заняла третье место в мире (после Пакистана и Малайзии) по потреблению секонд-хенда. Согласно опросу Центра «Социальный мониторинг», 31,2% респондентов признались, что в прошлом году стали испытывать больше материальных проблем, а 21,5% сообщили о значительном ухудшении своего финансового положения. Материальное положение несколько улучшилось всего у 8,4% («значительное улучшение» у 1,4%).
Ну, и вишенкой на торте к годовщине Евромайдана стало свежее заявление министра финансов Украины Оксаны Маркаровой, что Украине понадобится 50 лет для достижения нынешнего экономического уровня Польши. «Это, конечно, для нас слишком длинный срок. И мы точно планируем и имеем рецепты, как сделать, чтобы догнать быстрее», — успокоила украинцев глава Минфина, что вызывает суеверный ужас: неужели всё будет ещё лучше?
Я хорошо помню те времена, когда самостийная власть и пропаганда рассуждали об Украине в категориях «второй Франции». Потом гонора поубавилось, и заговорили о «второй Польше». Сейчас — когда мы уверенно вышли на уровень Конго и Судана — Польша замаячила где-то далеко впереди. Как заметил мой приятель-одессит, скоро вся надежда останется на лишь богатых туристов из Молдовы. Но связывает ли украинская «патриотическая общественность» эти ниспадающие точки экономического падения в единую логическую цепочку? Отнюдь.
Более того, в своём абсурдном восприятии действительности фанаты Евромайдана настаивают, что всё развивается более-менее позитивно: памятники Ленину повалены, безвизом одарили, «сепаров» разогнали — и через полвека нагоним Польшу (если, конечно, она будет стоять на месте и не рыпаться). Во всяком случае, господин Порошенко заявил на конференции в Мюнхене, что нынешнее положение Украины — это, цитирую, «история успеха», и кто-то этому наверняка поверит. Память украинского общества стала настолько фрагментарной и короткой, что попросту разучилась увязывать воедино более-менее длинные периоды времени.
«В памяти массовой аудитории по-настоящему "существует" только то, что постоянно в нее вбивается, — описывает этот эффект известный публицист Виктор Мараховский. — Ослабьте напоминания — и исчезнет память даже о вещах, о которых забыть, казалось бы, невозможно. И наоборот: отбомбитесь несколько лет, скажем, по потомкам советских солдат, освобождавших Украину, сделанной из фантазий и веток искусственной реальностью — и они с надрывной гордостью начнут именовать себя бандеровцами». Я думаю, практически у каждого из нас найдётся среди знакомых советский коммунист, перековавшийся в лютого бандеровца.
Пребывая 14 февраля в Харькове на юбилее завода «Турбоатом», господин Порошенко заявил: «Почему говорят: "А чего же вы раньше не обеспечивали подъем заработных плат? У вас же было 5 лет…"
Вспомните 2014-й, какая была ситуация в Харькове. Главный вопрос был, выживет ли Украина. Сохраним ли мы единство. Когда бойцы внутренних войск из винницкого "Ягуара" под руководством командующего Национальной гвардией Степана Полторака встали на защиту и вместе с харьковскими волонтерами (моё им уважение) не дали создать Харьковскую народную республику. Не дали ватникам и сепарам захватить власть в Харькове».
Ну просто неубиенный довод, чтобы пять лет не повышать уровень жизни в стране.
Однако и про 2014 год Порошенко врет, сознательно игнорируя саму причину тогдашней турбулентности, а именно нелегитимный, вероломный и кровавый захват власти в феврале 2014 года Евромайданом, активным участником которого он являлся. И харьковскую обладминистрацию в те же дни первыми захватили именно упомянутые им в позитивном контексте «волонтёры»-националисты, которые по ходу дела развлекались ещё и обысками чиновников. И именно этих уважаемых господином Порошенко погромщиков 1 марта 2014 года выкинули из Дома Советов харьковчане, проведя захватчиков через «коридор позора».
А может, под приятным словом «волонтёры» Пётр Алексеевич подразумевает правосеков, напавших с битами и арматурой на участников мирного митинга 8 марта, в результате чего несколько человек получили ранения? Или неонацистов Билецкого, которые 14 марта убили на улице Рымарской в Харькове Артёма Жудова и Алексея Шарова (а ещё несколько человек были ранены)? Те, кто для Порошенко являются ненавистными «ватниками и сепарами», на самом деле были рядовые харьковчане, дневавшие и ночевавшие возле памятника Ленину, не давая его снести всяческим бандитам. Я, в отличие от Порошенко, лично общался с этими людьми, поскольку наша студия делала о них репортаж.
Довольно вялая и беспомощная попытка провозгласить Харьковскую Народную Республику группой энтузиастов была осуществлена лишь 7 апреля 2014 года — то есть спустя полтора месяца после кровавого госпереворота, по следам которого уже был утрачен Крым и Севастополь, прошёл крымский референдум, а «активистами Майдана» неоднократно за пределами Киева была пролита человеческая кровь. Повторяю — спустя полтора месяца. Однако в повествовании Порошенко последовательные и логично вытекающие одни из других события нескольких долгих недель специально смешаны воедино, чтобы удобней было ими манипулировать.
Но ведь реально существуют те, кто верит словам Порошенко, а не своей памяти или даже собственным глазам. Им говорят, что дела в стране идут хорошо, — и они благодарно внемлют. Один из наиболее известных порохоботов, Алексей Арестович, разразился целым потоком слов, как надо правильно доверять своему главнокомандующему. «Никто не понимает простейшей связки: все разговоры не-про-войну, в принципе, возможны только потому, что война ведётся успешно, — пишет Арестович на своей странице в "Фейсбуке", — здесь власть создала и поддерживает условия, когда ее в лицо можно хаять, и за это ничего не будет… Кучка мерзавцев, развращающих и без того липкие мозги своими "обіцянками" и куча [далее нецензурно], не желающих сложить два и два, и при этом возмущающихся, что их назвали тупыми. В чем реально ошибся Порошенко и очень сильно — рано ещё давать свободы, большие, чем это необходимо для выполнения базовых функций члена общества».
Итак, война идёт успешно; те, кто смеют жаловаться на растущую бедность, и кандидаты в президенты, обещающие это исправить, — тупые бараны, не понимающие настоящего счастья — пять лет успешно идущей войны. «Все это блеяние о "необходимости заканчивать войну", о необходимости "сосредоточится на социально-экономических проблемах" возможно только потому, что война с нашей стороны выстроена с умом», — поучает «патриотов» Арестович. И ему вторит главнокомандующий Порошенко: «Меня очень смущает, когда я слышу, как некоторые говорят, что Украина и Россия должны прекратить стрелять. Если Россия прекратит стрелять, будет мир. Если Украина прекратит стрелять, не будет Украины». Война — это мир. Об остальном велено забыть, и многим это удаётся.
Когда-то в соцсетях моё внимание привлёк короткий диалог знакомых харьковских журналистов. Один поинтересовался у другого, как тот воспринимает обнародованные факты чудовищных преступлений бойцов батальона «Торнадо». «Никак, я такое не читаю, извини», — хладнокровно отвечает собеседнику довольно известный в городе промайданный журналист. Первый не унимается и ёрничает: «Вот и правильно. Надо читать только то, что укладывается в картину мира. Ты, наверное, и про "Торнадо" ничего не знаешь». «Про "Торнадо" никто ничего не знает — суд идет в закрытом режиме, [а] Интернет занимает в моей жизни немного места», — парирует профессиональный репортёр и далее снисходительно разъясняет: «Ну как бы тебе сказать — вот пока еще был "Металлист", даже я за него болел. А вот на какой строке "Гелиос" и че там творится — понятия не имел. Также я не следил за результатами чемпионата области и турнирной таблицей Металлист-лиги…» В общем, преступления «защитников завоеваний» излюбленного им Майдана ему категорически не интересны.
Они сознательно следят лишь за тем, что укладывается в их картину мира. Если их Майдан привёл к чудовищным последствиям для государства — тем хуже для государства, ибо оно было несовершенным и недоукраинским; если в вооружённом конфликте почти пять лет ежедневно гибнут люди — значит, война идёт успешно и страна делает успехи; то, что в тюрьмах томится до 5 тысяч политических заключённых, свидетельствует о невиданным разгуле демократии.
С ними бессмысленно даже спорить, поскольку от математических доводов оппонентов они юрко ускользают в собственную уютную реальность, где патентованные убийцы мирных жителей являются национальными героями, мосты можно не ремонтировать, но достаточно покрасить в державные цвета, а накопившиеся проблемы решаются эффектными флешмобами. Они охотно поддерживают режим, который создаёт им комфортную виртуальную среду, и менее всего боятся наказания: какой спрос с якобы неинформированных обывателей. И настоящая смена власти произойдёт лишь в том случае, если этот пагубный механизм оболванивания будет сломан.
Несчастная Украина оказалась изнасилована слабоумными, однако даже слабоумные насильники должны понимать, что существует неоспоримая причинно-следственная связь между причинными местами и последующими следственными действиями.