Сложные отношения между Петром Порошенко и Юлией Тимошенко формировались годами. Первое же открытое столкновение между ними произошло в январе-феврале 2005 года, когда решался вопрос о том, кто станет премьер-министром у президента Ющенко.
По итогам политического урегулирования «Оранжевой революции» в действие должна была вступить новая редакция Конституции. По ней правительство должно было формировать парламентское большинство. Однако новые нормы должны были вступить в силу в 2006 году, причём касающиеся формирования правительства — только после перевыборов Рады по пропорциональной системе. В 2005 году премьера ещё назначал президент.
Назначению премьера предшествовала активная подковёрная возня в окружении Ющенко. Фактически на место премьера претендовали три человека: Пётр Порошенко, Юлия Тимошенко и Александр Зинченко.
Порошенко — на правах одного из главных спонсоров (финансовых и информационных) избирательной кампании Ющенко и, в конце концов, родственника президента. Он, кстати, пострадал от поддержки Ющенко: вынужден был отказаться от ряда «вкусных» должностей (например, мэра Винницы) и попал под «репрессии» — не получил продления лицензии на разработку газового месторождения, «Богдан» исключили из программы поддержки автомобильной отрасли, а банк «Мрия» чуть не обанкротили, создав вокруг него панику.
Тимошенко — на правах человека, отказавшегося от выдвижения своей кандидатуры на выборах и «стиравшей бельё» в штабе. Бельё она, правда, не стирала, но действительно сыграла важную роль не столько в кампании (наоборот, тогда большинство экспертов полагало, что скорее помешала — уж очень «токсичным активом» она тогда была), как во время Майдана. Кроме того, она уже была вице-премьером по ТЭК в правительстве Ющенко, причём он сам её предложил, пользуясь удивительной уступчивостью президента Леонида Кучмы (тому обязательно нужен был премьер Ющенко для возобновления сотрудничества с МВФ, но тот только ухудшил ситуацию).
Зинченко — как официальный начальник штаба, заявивший о победе Ющенко на Майдане.
Зинченко всерьёз никто не рассматривал, но вот между Порошенко и Тимошенко шла борьба, и большинство экспертов полагало, что выбор президента будет сделан в пользу Порошенко. Основания — те, на которые мы указали: роль Порошенко в организации выборов и значительный антирейтинг «газовой принцессы», успевшей уже к этому времени побывать в тюрьме (точнее в КПЗ). Слишком много людей ещё помнили, что именно она возглавляла «Единые энергосистемы», тесно связанные с одобренным Госдепартаментом «коррупционером №1» Павлом Лазаренко.
За несколько дней до инаугурации (она была назначена на 23 января) Ющенко предложил Порошенко и Тимошенко представить ему списки Кабмина. Причём обоих попросил «трудоустроить» друг друга. Списки были получены, но фамилий конкурентов там не было. Очевидно, к этому моменту у обоих сформировалось чёткое понимание невозможности компромисса — каждый претендовал только на первую должность и не видел возможности для сотрудничества.
Закончилось всё тем, что Юлия Тимошенко предъявила документ, из которого следовало, что её премьерство было условием поддержки Ющенко на президентских выборах — она сняла свою кандидатуру в его пользу (документ был опубликован представителем «Нашей Украины» Александром Морозовым несколькими днями позже и вызвал большой скандал — уж очень он противоречил провозглашённому курсу на открытость власти). Правда, так и осталось непонятным, почему при наличии такого обязательства Ющенко выбирал из двух кандидатур…
Перед отлётом в Москву 24 января Ющенко наконец принял решение — назначил Тимошенко и.о. премьера (решение должна была утвердить Рада), Порошенко был назначен секретарём Совета национальной безопасности и обороны, а Зинченко занял новую должность Государственного секретаря Украины — главы секретариата президента.
При этом Ющенко попытался максимально сбалансировать ситуацию.
Да, Тимошенко получила премьерский пост. Но СНБОУ, по замыслу президента, должен был стать всеобъемлющей структурой, занимающейся не только вопросами внешней и оборонной политики, но также и социально-экономической проблематикой. Фактически это должен был быть альтернативный Кабмин, контролирующий официальное правительство с точки зрения национальной безопасности (ничего из этого не вышло, но идея была интересной). Зинченко же досталась в чистом виде «утешительная пилюля» — по сути он стал главой администрации президента. Просто сам Ющенко во время кампании столько разоблачал «неконституционную» деятельность АП, что сохранять это название было никак нельзя.
Дальнейшее было делом техники. Правда, Порошенко ещё мог сопротивляться продвижению кандидатуры Тимошенко через парламент, но он был деморализован, да и смысла в этом не было — президент решение принял, а перед голосованием в парламент заявил, что «Юлия Владимировна — мой политический партнер, мой политический друг, человек, который является профессионалом. (…) Я доверяю ей и верю».
4 февраля 2005 года Рада 375 голосами (квалифицированное большинство — 300) назначила Тимошенко премьер-министром. За голосовала даже фракция Партии регионов (46 голосов из 54), принципиальными же оказались только коммунисты (3 за из 59).
После этого Тимошенко сформировала правительство, творя при этом историю, — формально она должна была согласовать состав Кабмина с президентом, для чего достаточно было на пару минут удалиться на совещание. Этого сделано не было, президента показательно проигнорировали, но он этого, по-видимому, тогда ещё не понял… Тем более что министры тогда назначались президентским указом, так что список с ним согласовывался (позже он утверждал, что Тимошенко предлагала назначить вице-премьером Виктора Медведчука). К тому же БЮТ не получил ни одного министерского или губернаторского поста.
«Я ошибся, то была ошибка, в том, что назначил Тимошенко премьер-министром, — это главная ошибка», — признал Ющенко в 2012 году. Последующие годы его президентства превратились в бесконечную эпопею борьбы с премьерами, за исключением непродолжительного премьерства Юрия Еханурова.