«Наши друзья немецкие, правительственные, запретили им делать это с Украиной», — заявил Клочко.
Теперь же, по его словам, для реализации проекта Украине необходимо искать отечественные предприятия. По мнению военного эксперта и генерал-майора запаса Владимира Богатырева, самостоятельно справиться с этой задачей Украине будет не под силу. «Мобильный зенитно-ракетный комплекс Украине разработать будет сложно. Это не совсем их технологии, на сегодняшний день у них ни научной, ни технической базы для этого нет. То, что Германия отказалась от совместной с Украиной разработки подобного вида вооружений, — это показатель осторожности германских политиков и военных. Они понимают, что в условиях внутриполитической нестабильности, в сложной экономической обстановке, когда Украина в огромных долгах и отсутствует реальная возможность выполнения многих обязательств, это сложно», — сказал Владимир Богатырев.
По его мнению, на такой шаг правительство Германии толкает элементарная осторожность и нежелание оказаться втянутой в возможную эскалацию конфликта на Донбассе. «Немцы при всех нюансах нынешней политики руководства Германии понимают, что нельзя во всем поддерживать страну, которая находится в состоянии вооруженного конфликта. А на Украине эта проблема не решена и в ближайшее время решена не будет. И учитывая то, что этой страной сегодня руководят "ястребы", и они же, скорее всего, могут опять прийти к власти, они будут только усиливать напряженность в Донбассе, провоцировать вооруженные конфликты. Есть опасность того, что Германия может с учетом возможной совместной разработки вооружений быть втянутой в той или иной степени в этот конфликт. Поэтому будем надеяться, что здравомыслие политиков, экономистов и военных Германии будет работать и в дальнейшем», — заключил Владимир Богатырев.
Политолог Вадим Карасев видит в отказе со стороны немцев определенный сигнал для Порошенко. «Ни для кого не секрет, что Порошенко подмял под себя оборонку Украины для получения прибыли от войны в Донбассе. Отказ немцев от сотрудничества — это сигнал в первую очередь для Порошенко», — заявил Карасев.
В тот же день стало известно, что США так и не смогли купить обещанный Украиной танк «Оплот», однако уже по другой причине — украинское предприятие «Спецтехэкспорт», входящее в «Укроборонпром», так и не смогло построить один-единственный танк из-за собственного банкротства. США заплатили авансом 16,5 миллиона гривен за этот опытный образец, чтобы изучить его слабые и сильные стороны. В Киеве ранее выражали надежду, что «Оплот» может послужить расширению военно-технического сотрудничества с США, теперь же нужно возвращать американцам аванс. Предприятие «Спецтехэкспорт» и Завод имени Малышева на данный момент уже подписали мировое соглашение о расторжении договора купли-продажи.
Проблемы преследуют украинскую оборонку уже не первый год. Многие иностранные заказчики отказываются от контрактов, а на внутренний рынок все чаще украинские производители поставляют некачественное вооружение, вроде злополучного миномета «Молот», который «воюет против своих». В первую очередь эти проблемы вызваны деиндустриализацией самой Украины, то есть сложностями с производством качественного вооружения. Кроме того, отказавшись от сотрудничества с предприятиями стран СНГ, Украина не смогла найти партнеров на Западе или в Азии, желающих сотрудничать с достаточно нестабильным государством в сфере разработки и производства вооружений. И отказ Германии — ярчайший тому пример.
Серьезный удар по репутации «Укроборонпрома» нанес в свое время иракский контракт на поставку БТР-4. Украина тогда не смогла наладить послепродажное обслуживание, а броня на машинах оказалась некачественной. Впрочем, эти же машины, от которых отказался Ирак, затем использовали в боях против республик Донбасса.
Затем возник скандал с выполнением заказа на поставки танков «Оплот» Таиланду — Украина не смогла выполнить заказ в срок, сорвав все графики из-за элементарного отсутствия специалистов на харьковских заводах «Укроборонпрома».
В ноябре прошлого года Пакистан отказался от планов по закупке украинских башенных боевых модулей БМ-7 «Парус». Крупнейший пакистанский производитель бронетанковой техники, который намеревался использовать модули для производства новых БМП, заявил, что основное вооружение модуля не отличается надежностью. В результате производитель сделал выбор в пользу словацкого модуля, оснащенного таким же вооружением, как и украинский, но с лучшими показателями надежности.
Ранее, в 2016 году, Литва отказалась от покупки украинских БТР в пользу немецких производителей, мотивируя свое решение «несоответствием стандартам НАТО». По сути же речь идет о том, что европейские страны должны покупать вооружение исключительно у Германии, Франции или США. Сами стандарты НАТО — это и есть в какой-то степени лоббирование интересов определенных производителей.
«Эта прибалтийская страна не могла купить украинскую технику, поскольку на рынке стран НАТО среди поставщиков доминируют две страны — Германия и Франция — с примесью американских компаний. Поэтому в этой истории с покупкой германских машин для меня ничего нелогичного нет», — комментировал отказ украинский военный аналитик Сергей Згурец
По словам члена Лиги оборонных предприятий Украины Валерия Павлюкова, отсутствие свободного выхода на внешние рынки практически уже привело «к очень значительным потерям» в оборонно-промышленном комплексе, а дальнейшее промедление может привести к полной потере этой отрасли. По его словам, государственный заказ очень маленький из-за скромных финансовых возможностей и не обеспечивает загрузки предприятий. Однако, как утверждал Сергей Згурец, вернуться на внешние рынки достаточно сложно — в этой сфере нишу сразу же занимают другие производители.
«Как только вы делаете паузу на внешнем рынке, она тут же заполняется российской или китайской техникой, и вернуться на замороженный рынок довольно трудно», — утверждал Згурец.
В итоге, по данным Стокгольмского института проблем мира SIPRI, за 2018 год «Укроборонпром» опустился на четыре пункта в мировом рейтинге торговцев и производителей вооружений.
Одним из основных покупателей вооружений украинского ОПК до сих пор была Индия. В данном случае определенную «фору» в Индии, Индонезии и Филиппинах украинские производители получили благодаря санкциям Запада против РФ, нарушить которые многие азиатские партнеры просто опасаются. Это дало возможность украинскому предприятию «Спецтехэкспорт» заключить контракт на ремонт самолетов АН-32 для индийских ВВС и производство БПЛА. Тем не менее, и эти контракты не спасли предприятие от банкротства.
Лишаясь собственного производства, Украина постепенно начинает проводить политику «экспортозамещения», в том числе и в сфере вооружений, полагаясь в большей степени на перспективы закупки западного вооружения.
В четверг, 31 января, министр обороны Степан Полторак рассказал о приоритетных направлениях деятельности министерства на 2019 год. В числе основных приоритетов он называет переход на стандарты НАТО и массовую закупку оружия за границей.
В конце января Верховная Рада одобрила законопроект №9122, благодаря которому Украина сможет покупать продукцию военного назначения, а также заказывать работы и услуги оборонного характера из-за рубежа напрямую. Такие инициативы приведут к окончательному коллапсу украинской оборонки, а в определенной степени их можно считать и результатом лоббизма западных концернов.
В той роли, которую Украине отвели западные страны, она не должна ничего производить, кроме сырья. Она должна стать покупателем дорогого вооружения западных концернов, несмотря на свои ограниченные финансовые возможности. Тот факт, что даже на раздутый в этом году военный бюджет она сможет купить совсем немного западного оружия, никого не волнует. Это уже проблемы «индейцев», которые, как говорится, не интересуют «шерифа».