"Русский Полифем" Давид Бурлюк. Великий футурист из Харьковской губернии - 09.10.2024 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Русский Полифем" Давид Бурлюк. Великий футурист из Харьковской губернии

© Public domain
Читать в
15 января 1967 года в городе Хэмптон-Бэйз штата Нью-Йорк, находящемся на живописном острове Лонг-Айленд, умер человек, чей вклад в современную русскую культуру невозможно ни переоценить, ни аннулировать - отец русского футуризма Давид Давидович Бурлюк. Что же это был за человек?

Новость о его смерти дошла и до СССР. Давид Бурлюк не относился к тем людям, чьё творчество напрочь игнорировалось советской властью. Более того, в 1956 и 1965 годах он посещал СССР, вёл переговоры об издании своих произведений (в итоге они так и не были напечатаны до самой перестройки), и, в общем-то, его место в истории литературы советская власть признавала, хоть и отводила ему роль всего лишь коллеги Маяковского по дореволюционному поэтическому цеху.

На новость о смерти Бурлюка отозвалась его поклонница, неофициальная советская поэтесса Елена Шварц:

О русский Полифем!
Гармонии стрекало
Твой выжгло глаз,
Музыка сладкая глаза нам разъедала,
Как мыло, и твой мык не слышан был
для нас.

Согласно завещанию, тело Давида Бурлюка было кремировано, а прах развеян над водами Атлантики.

Откуда взялся и кем был этот человек? Что сподвигло его в 1919 году, в разгар Гражданской войны, в занятом белыми Иркутске давать объявление о своих выставках с такими словами: «Давид Бурлюк, Давид Бурлюк, Давид Бурлюк. Великий футурист, великий футурист, великий футурист»? Почему он был так уверен в себе, когда на тех же афишах писал: «Первый раз в Сибири — футуризм! Идите на выставку, узнаете всё»? Почему именно «всё»? На основании чего он самонадеянно писал о себе: «Один из основоположников футуристической группы в России. Учитель Маяковского. Издатель В. Хлебникова и неистовый проповедник новой революционной литературы в России»? 

День в истории. 28 декабря: родился самый знаменитый украинский бандурист и отец русского авангардаВ этот день в 1885 г. родился знаменитый художник, основатель конструктивизма Владимир Татлин. Он получил мировое признание, как один из лидеров русского авангардного искусства, при этом любил исполнять казацкие думы под аккомпанемент бандуры собственного изготовления. Особое место в его судьбе занимали Харьков, Одесса и Киев.

Давид Давидович Бурлюк родился 9 июля (по старому стилю) 1882 года на хуторе Семиротовка, Лебединского уезда, Харьковской губернии, Киевского генерал-губернаторства в семье агронома-самучки Давида Бурлюка.

«Русским Полифемом», в честь гомеровского циклопа, поэтесса Шварц называла Давида потому, что в детстве, во время игры с братом, он лишился глаза и всю оставшуюся жизнь носил стеклянный протез. Надо отметить, что семья Бурлюков на исходе XIX века подарила целую плеяду деятелей искусства — Давид и его брат Николай стали поэтами, другой брат, Владимир, и сестра Надежда были художниками. Младшая сестра Марианна выступала на представлениях брата в белогвардейских Иркутске и Владивостоке под псевдонимом Пуантиллина Норвежская.

Так или иначе, но все дети хуторского агронома Бурлюка стали видными деятелями русского футуристического искусства.

Бурлюк, сын крестьянина, отучился в Александровской гимназии города Сумы, так как его отец имел достаточно средств, чтобы обеспечить образование своих детей. После гимназии была учёба в Казанском и Одесском художественных училищах. На этом Бурлюк не остановился, а продолжил своё образование в Королевской академии живописи в Мюнхене у профессора Вилли Дитца и в Школе изящных искусств Кормона в Париже, где он учился у австро-венгерского художника словенского происхождения Антона Ашбе.

Вернувшись в Россию, Бурлюк сблизился с левыми художниками и участвовал в ряде выставок, продолжая печатать и публиковаться. Первый футурист не был лишь эпатажным нахалом, беспардонно ворвавшимся в мир русской культуры начала ХХ века, — он был высокообразованным человеком, получившим системное образование в лучших учебных заведениях ведущих держав тех лет — Германии, России и Франции.

Но по-настоящему Бурлюк важен не этим, и даже не тем, что дал жизнь новому художественному течению — футуризму. 

Юрий Кнорозов и Ася
День в истории: 19 ноября в пригороде Харькова родился ученый, расшифровавший письмена майяВ мировой науке тех, кто прочел забытые системы письменности, можно пересчитать по пальцам. Рядом с именами Ж.-Ф. Шампольона, Г. Ф. Гротефенда и М. Вентриса можно увидеть и нашего земляка.

Можно предположить, что истинная значимость Давида Бурлюка для русской культуры заключается в том, что он был безусловным и однозначным модернистом и последовательным культурным русским националистом.

В 1913 году в своём диспуте с Бенуа и Репиным, позднее изданном в виде брошюры «Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство», Бурлюк говорил: «Мы давно уже стали замечать странность поведения г. Бенуа <…> Сначала он отрицал — с высокомерием внешней западной культуры — Русское Национальное Искусство. Разве в «Истории Русской живописи» — много сказано о лубке, об иконе, о вывеске? Разве там указано, что мы были в XIX веке рабами немцев с Шишкиным во главе?»

Нападки Бурлюка на Бенуа были беспощадны и злы: Бенуа отрицал оригинальность русского искусства, Бенуа отрицал народно-историческое культурное наследие, Бенуа не хотел признавать за Россией статус полноценного центра искусства и культуры. А Бурлюк и его товарищи признавали и принимали всё то, что сложившийся канон академического имперского искусствоведения отрицал.

Больше того, Бурлюк и «бурлюковцы» видели в русской старине и её художественном преображении некий трамплин в будущее. Русский лубок XVII века и новейший аэроплан считались его сторонниками вещами одного порядка, осознание и использование которых даст России великое и блистательное будущее.

© Public domain

Профессор славянских языков и литературы Висконсинского университета Ирина Шевеленко, автор монографии «Модернизм как архаизм. Национализм и поиски модернистской эстетики в России» в указанной работе отмечала, что в начале ХХ века Россия, ступившая на путь создания модернистской, массовой, всеобщей нации, искала свои пути создания соответствующей культурной и эстетической оболочек для данного явления.

Архаика допетровской Руси легла в основу стремительной модернизации и национализации Российской империи ХХ века. Наравне с новинками технического и политико-социального прогресса в России появлялось собственное национальное искусство, осознающее себя именно таковым: Транссибирская железнодорожная магистраль, Государственная Дума и художественная группа «Ослиный хвост» можно назвать явлениями одного порядка. Именно с помощью комплекса взаимосвязанных технических и гуманитарных новинок происходила национализация империи.

В 1907 году, на парламентских слушаниях по поводу уточнения границ между Варшавским и Киевским генерал-губернаторствами, депутат от Всероссийского национального собрания граф Бобринский сказал: «Здесь должна кончиться Россия и начаться Русь!» Эта реплика депутата-националиста вызвала бурные овации в зале.

Этой же репликой можно было охарактеризовать и творчество Бурлюка.

В 1911 году от художественной группы «Бубновый валет» откололась группа «Ослиный хвост», члены которой, вдохновленные Бурлюком, ставили своей целью не опору на европейские достижения фовизма, орфизма и кубизма, а создание русских фовизма, орфизма и кубизма на основе русской народной живописи и искусства. В те же годы великий композитор-модернист Стравинский под впечатлением от русской народной музыки создаст свои легендарные произведения «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

То, что академическое искусствоведение долгое время старалось игнорировать, почитая «низким» искусством, в противовес европеизированному «высокому», оказалось творческим мейнстримом. Именно это искусство приучало людей к мысли о том, что былины и лубки стали будущим России, той самой формой её существования, которая может прекрасно сочетаться с передовым содержимым. И именно это сочетание формы и содержания обеспечивало сохранение устойчивых националистических коннотаций творчества.

В манифесте русского футуризма «Пощёчина общественному вкусу» высшей ценностью провозглашалась «красота самоценного (самовитого) слова». Близкий друг Бурлюка Алексей Кручёных, с его подачи и по его подсказке, написал своё легендарное заумное стихотворение:

Дыр булл щыл
Убеш щур
Скум
Вы со бу
Р л зэ

Кручёных заявлял, что в этом стихотворении было «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Яркая, яростная русскость была творческим кредо Бурлюка и всех тех людей, что попадали в орбиту его влияния.

Недаром, оказавшись в 1919 году во Владивостоке, Давид Бурлюк ближе и крепче всех сошёлся с героическим офицером-белогвардейцем Арсением Митропольским, который войдёт в историю русской литературы под именем Арсения Несмелова — ярчайшего поэта белоэмигрантского Харбина, члена Русской фашистской партии и автора её гимна.

Недаром самый лучший и талантливый ученик Бурлюка Владимир Маяковский в июле 1914 года, когда Россия вступала в Первую мировую войну, писал:

Вздувается у площади за ротой рота,


У злящейся на лбу вздуваются вены.


«Постойте, шашки о шёлк кокоток


Вытрем, вытрем в бульварах Вены!»

© Public domain

Надо заметить, что на протяжении всей Великой войны Бурлюк, Маяковский и их товарищи-футуристы занимались выпусками агитационных лубков, потому что (как и предсказывали футуристы до войны) именно эта художественно-повествовательная форма была наиболее подходящей для того, чтобы кратко и ясно объяснить цели России в этой войне.

К сожалению, Великая война закончилась для России не так, как планировалось. Сказалось это и на судьбе Бурлюка. Едва не погибший в застенках ЧК во время репрессий против анархистов лета 1918 года Бурлюк был вынужден бежать всё дальше и дальше на восток. Последним его пристанищем оказался Владивосток, где он жил и творил с 1918 по 1920 год, общаясь с местными поэтами и стремясь превратить Владивосток в культурную столицу объятой огнём гражданской войны России.

Есть некоторая ирония в том, что уроженец Украины свой последний приют на родине нашёл в городе, более 70% населения которого были переселенцами из Малороссии и Новоросии или их потомками.

Из Владивостока Бурлюк эмигрировал в Японию, где занялся изучением японской культуры и живописи. В 1922 году он переберётся оттуда в США, где и будет жить до конца своих дней. В Нью-Йорке Бурлюк разовьёт бурную деятельность, будет примыкать к просоветским группам, напишет поэму в честь 10-летия Октябрьского переворота, но прощения у советской власти он так и снискал. Возможно, что он к этому и не стремился, а просто хотел продолжать эпатировать публику.

В США Бурлюк станет постоянным автором эмигрантской газеты «Русский голос» и будет выпускать собственный журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма») частично на русском, частично на английском, со своими работами, живописью, рецензиями. Бурлюк не будет вынужден покончить жизнь самоубийством, как его ученик Маяковский. Не умрёт в следственной тюрьме НКВД, как его друг Арсений Несмелов. Он проживёт полную и яркую жизнь.

Футуризм, отцом которого стал Давид Бурлюк, фактически был русской культурной и национальной революцией. К сожалению, эта революция споткнулась о две другие — Февральскую и Октябрьскую. Футуризм распадётся на множество мелких направлений и на долгие годы станет достоянием лишь фанатично увлечённых своим делом филологов. 

Борьба за Закарпатье: Фашисты против ОУН*Проблемы современной Украины, особенно те, что ставят под вопрос её существование в качестве суверенного государства, заложены в конструкцию Украины советской властью, которая щедро прирезала к УССР разные куски соседних государств. Одним из таких государств-доноров территорий для УССР оказалась Венгрия

Был ли у футуризма шанс на иное развитие? Как отмечал британский историк Доминик Ливен, в случае проигрыша большевиков с весьма высокой долей вероятности в России установилась бы правоавторитарная диктатура околофашистского типа. В фашистской Италии поэты-футуристы стали неотъемлемой частью национального культурного пантеона, заняв своё место в академиях наук и искусств. Возможно, что в «белой» России Бурлюк, Маяковский и не бывший футуристом, но близкий им по духу Николай Гумилёв стали бы полноценным и превосходящим аналогом Габриеле Д'Анунцио и Филиппо Маринетти.

Но история сложилась так, как она сложилась. Отец русского национального поворота от архаики прошлого к модерну будущего умер в эмиграции, его наследие осталось невостребованным на долгие годы. Всё это не отменяет факта огромной значимости для отечественной культуры великого русского поэта и художника Давида Давидовича Бурлюка.

После смерти Бурлюк не избежал той же печальной участи, которой подверглись Казимир Малевич и Владимир Татлин. Будучи сыном управляющего графского имения, выпускником русской гимназии, учеником европейских живописцев, Давид Давидович был внесён посмертно в списки украинских авангардистов, в чём есть некая злобная ирония.

Ведь речь идёт о человеке, который был отцом русского футурзима, писал на русском языке и искал вдохновение и материал для своих трудов в русской архаике. В этом его отличие от украинских культуртрегеров — пока те изо всех сил вымарывали русское из малороссийского, пытались доказать, что Киев всегда развивался отдельно от Новгорода и Москвы, подобно создателю украинского исторического мифа Грушевскому, Давид Бурлюк видел и брал своё по всему огромному русскому пространству, от родной Харьковщины до потаённых глубин уральско-сибирского русского фольклора.

Даже путь его жизненных мытарств от Москвы до Владивостока показывает в нём гордого и несломленного творца русского модерна, отчаянного апологета всего нового в великой стране и для великого народа. В конце концов, нельзя не отметить тот факт, что друзья и ученики Бурлюка — Бенедикт Лифшиц, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Велимир Хлебников — русские поэты и прозаики, никак не украинские.

Любой национализм, чувствующий свою культурную слабость, начинает с наглостью и нахрапом красть чужих творцов культуры ради удовлетворения собственного национального эго вместо созидания чего-то по-настоящему великого и достойного. Русская культура велика именно тем, что всегда созидала на масштабном, мировом уровне, хотя и включала в себя множество разных по происхождению людей.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала