Тем не менее это повод присмотреться к кандидату на пост президента, идущему с лозунгами «наступный» (следующий) и «наступ» (наступление).
Садовый-мэр
Впервые Андрей Садовый был избран мэром Львова в 2006 году. С самого начала он поставил своей целью сделать из города образцовый туристический центр и, надо сказать, весьма в этом преуспел.
В городе была создана довольно лояльная языково-культурная среда и широкие возможности для культурного отдыха. Это, кстати, привело к конфликтам со «Свободой», которые видели город ареной для собственных культурных и расовых экспериментов.
Впрочем, объективно «свободовцы» были на стороне горожан, поскольку город, уютный для туристов, обычно бывает неуютным для жителей.
Сейчас Садовый оставляет за собой ряд значительных проблем.
Во-первых, это, конечно, проблема мусора. Мусорный коллапс 2016 года во многом был спровоцирован искусственно, но проблема-то вполне актуальна… За два года мусороперерабатывающий завод не был построен, а в 2019 году областные власти снимают с себя ответственность за решение мусорной проблемы города.
Во-вторых, это проблема коммунальной инфраструктуры. Во Львове она стоит более остро, чем, например, в Киеве, поскольку более изношена. Например, последние несколько лет актуальна проблема сильнейшего смрада в центральной части города, которую вызывают промышленные стоки, идущие в ливневую канализацию. Стратегически её решить так и не удалось. А есть ведь проблема перегрузки обычных коммунальных сетей, на которых «сидит» значительно больше домов, чем допустимо по их характеристикам. В городе даже нет круглосуточного холодного водоснабжения!
В-третьих, это транспорт. Коммунальный транспорт изношен, а частный не справляется с задачами из-за тесных улиц центральной части города. Так и не был осуществлён и один из обсуждавшихся проектов совершенствования транспортной инфраструктуры вроде прокладки трамвайного маршрута в отдалённый район Сыхов.
В-четвёртых, это места в школах и детских садах. За последние 10 лет в городе не построена ни одна новая школа или детский сад. Садовый оправдывается тем, что перегруз создают дети из пригородов и области, и, возможно, он прав — с 2013 по 2017 год население города сократилось с 760 до 720 тыс. человек, но не исключено, что оно выросло за счёт «заробитчан», неучтённых в официальной статистике (регистрация-то у них — по прежнему месту жительства).
В-пятых, это долги — на городе и его коммунальных предприятиях «висит» сейчас свыше 2,4 млрд грн (ок. 6 млрд руб.).
Все этим проблемы очевидны, но, во-первых, они типичны для большинства украинских городов, а во-вторых, у Садового не было серьёзных конкурентов. Сейчас, по данным группы «Рейтинг», поддержка Садового упала с заоблачных 70% до 40%, но этот результат тоже гарантирует переизбрание. Другое дело, что проблемы надо решать, а снизившийся рейтинг ограничит возможности для торга с горсоветом.
Садовый как общенациональный политик
Перспективы Садового-политика связаны в основном с движением «Самопомощь», созданным в 2004 году и зарегистрированным как партия в 2012-м.
Движение объединило часть региональных элит, которые не смогли войти во власть на местах, и это обеспечило довольно высокий рейтинг партии. На парламентских выборах 2014 года ей удалось набрать почти 11% голосов, но вот на местных выборах-2015 её результат оказался более чем умеренным — лишь 2% от общего числа депутатов местных советов.
«Самопомощь» позиционировалась как сила, представляющая интересы регионов и органов местного самоуправления. Избирателей привлекали позитивным образом Львова как туристической столицы Украины (до того как он стал «мусорной столицей»). Но на самом деле всё было не совсем так.
Во-первых, за пределами собственно Львова «Самопомощь» привлекла в свой состав оппозиционные группы (что предопределило провальные результаты выборов-2015). Т.е. насколько она представляет органы местного самоуправления и региональные элиты — большой вопрос. Состав партии оказался очень пёстрым, что отразилось, например, на судьбе фракции партии в Киевсовете — её пришлось распустить.
Во-вторых, большинство депутатов, прошедших в Раду по списку «Самопомощи», оказались представителями Галичины, что определило политическую позицию фракции — она оказалась очень националистической, откровенно подозрительно относящейся к жителям всех регионов, находящихся восточнее линии Керзона (старой польской границы). Фактически та же «Свобода» только без идеологии. Кажется, никто больше Садового не сделал на ниве негативной рекламы Галичины… Впрочем, на общем фоне нынешнего парламента это могло оказаться незамеченным — данные качественных исследований показывают, что феномен «Самопомощи» не относится к числу актуальных политических тем.
Шансы и перспективы
Нельзя сказать, чтобы Садовый был популярным политиком за пределами своего региона. По данным ноябрьского исследования группы «Рейтинг» (совместно с Киевским международным институтом социологии и Центром Разумкова), за Садового собираются голосовать всего 2,9% активных избирателей. Если учесть, что в 2015 году его рейтинг достигал 12%, можно сделать совершенно определённый вывод — президентских перспектив у Садового нет.
Разумеется, президентская кампания Садового может быть использована для актуализации и раскрутки партии «Самопомощь», рейтинг которой сейчас составляет 4,4% (т.е. близок к проходному). Судя по всему, именно поэтому Садовый отказался от многообещающего альянса с Анатолем Гриценко.
Но и тут есть ряд подводных камней. В частности, ранее тема львовского мусора с партией не увязывалась. Если Садовый пойдёт путём усиления ассоциации с партией, то ей это могут припомнить… Да и не совсем понятно, как именно запомнили партию и её представителей на местах избиратели. Особенно сложные проблемы возникнут в случае, если будет принята система открытых списков.
Так что вполне вероятно, что Садовому придётся не солоно хлебавши возвращаться во Львов. Там его ждут нерешённые проблемы и дружная компания конкурентов — «свободовец» Руслан Кошулинский, который уже занимал второе место на выборах, губернатор Олег Синютка, ранее бывший замом у Садового, и Дмитрий Добродомов, чей проект «Депутатский контроль» специально создавался Администрацией президента Украины в пику «Самопомощи».
В общем, положение львовского мэра хуже губернаторского и в предстоящем избирательном цикле ему придется очень быстро бежать, чтобы просто остаться в большой политике.