Это будет рассказ о том, за что уроженец Гродно, Алексей Иннокентьевич Антонов, заслужил орден Победы.
Исключительная роль
Орден Победы вручался лицам высшего командного состава армий и только за крупные, победоносные фронтовые операции. За историю ордена известно 20 награждений и 17 кавалеров. Все награжденные, кроме Брежнева, получили орден в 1944-1945 годах. Все кавалеры были в звании маршалов, а генерал Эйзенхауэр, в стране которого маршальского звания не существует, получил «Победу» за руководство вторым фронтом.
Король страны-агрессора, Румынии, Михай I награжден за то, что перешел на сторону Объединенных наций и объявил войну союзнику — Рейху. Маршалы Польши и Югославии, Йосип Тито и Михал Роля-Жимеровский, отмечены за установление в своих странах социализма. Награждение Леонида Ильича Брежнева — исключение из правила, к войне вообще не имеющее отношения.
Но был еще один исключительный случай награждения в обход статута. Алексей Антонов получил орден Победы 4 июня 1945 года, будучи в звании генерала армии. Он не командовал фронтами, армией и даже взводом. При этом ни у кого из офицеров и маршалов, включая генералиссимуса Сталина, не было сомнений в том, что этот человек заслужил высшую награду из золота, серебра, платины, с рубинами и бриллиантами заслуженно.
Все знали, за что награжден этот человек. Ведь Алексей Антонов спланировал крупнейшие на тот момент в истории человечества сражения: освобождение Белоруссии и Берлинскую операцию. А во время награждения планировал разгром Японии.
Любимый штабист Сталина
За время службы в Красной, Советской армии Алексей Иннокентьевич имел много такого, что позволяет применять к нему прилагательное «самый». Он для своего времени вообще человек уникальный. Из дворянской семьи, царский офицер, герой Гражданской войны, служил у Каледина, красный комбриг, брал Крым. Ни до, ни после 1937 года никогда не был арестован и вообще не фигурировал ни в чьих показаниях, не проходил даже подозреваемым ни по одному делу.
Именно он разработал стратегический план «пятого сталинского удара» — освобождения Белоруссии. В 1943-1945 годах только в кремлёвском кабинете Сталина Антонов бывал не менее 238 раз. Это больше, чем кто-либо из руководящего состава Вооружённых сил СССР, и больше, чем все командующие всех фронтов за всё время войны вместе взятые. Как свидетельствовали высшие военные чины Советского Союза, при обсуждении всех стратегических операций Сталин всегда интересовался мнением генерала Антонова. Примера подобных отношений вождя с военными в истории СССР не было.
Доклад в Ялте
На этом заслуги Алексея Иннокентьевича не заканчиваются, а только начинаются. 4 февраля 1945 года в Ливадийском дворце Николая II в Крымских горах с видом на Черное море открылась Ялтинская конференция союзников. В первый же день её работы с докладом для участников круглого стола, изготовленного в единственном экземпляре специально для совещания руководителей стран-победительниц Рейха, выступил не Иосиф Сталин. Почетное право первого докладчика он предоставил генералу Антонову.
В тот февральский день его фотография облетела газеты всего мира, а после войны вошла в энциклопедии всех стран. На знаменитом изображении Черчилля, Рузвельта и Сталина в первом ряду стоящих за их спинами, в самом центре — Алексей Антонов. В ходе доклада он не только посвятил союзников в план Берлинской операции. В Ялте Сталин дал окончательное «добро» на объявление войны Японии и указал точные сроки. Для Антонова это был сюрприз, и составлять план этой новой кампании ему пришлось буквально «на коленке».
Проще говоря, генерал прямо в Ливадии должен был дать ответ на «простой» вопрос: как он исправит все поражения царских генералов во время русско-японской войны? Какой ответ даст за позорные поражения 1904-1905 годов? Как генерал Антонов рассчитывает за три месяца вновь завоевать сопки Маньчжурии, взять Мукден, отбить южный Сахалин и Курилы, наконец, овладеть русским полуостровом Ляодун и вернуть русский флаг над Порт-Артуром? Как вы это сделаете, генерал?— думали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт.
За победу над Японией
Алексей Антонов за считанные часы спланировал, как, откуда и в какие сроки нужно будет перебросить войска на Дальний Восток для разгрома Квантунской армии. По результатам этих расчётов Сталин, Черчилль и Рузвельт определили на это два-три месяца после капитуляции Германии. И самое важное в изучении этой истории то, что стратегический план Антонова оказался настолько точным, что при непосредственной подготовке второй русско-японской войны в него были внесены лишь незначительные изменения.
Но не это планирование «на коленке» было главным аргументом, учтенным наградной комиссией. Ялтинская конференция сама по себе тоже была разновидностью стратегического планирования. Но эти планы должны были еще осуществиться на фронтах. На очереди была Берлинская операция, разгром вооруженных сил Германии и уничтожение Третьего Рейха. Именно за разработку этого победоносного плана генерал Антонов и был награжден орденом Победы, несмотря на то что не был маршалом и не командовал фронтами.
Когда главы стран-победительниц собрались во второй раз уже в Германии, в Потсдаме, Сталин назначил именно Алексея Антонова докладчиком от Советского Союза на Потсдамской конференции. Он и огласил окончательный план кампании. Всего за три недели, меньше, чем за месяц, Красная армия отомстила за Порт-Артур, Цусиму и Мукден, разгромила японскую армию, поставила микадо на колени и вернула все территории, потерянные Российской империей во время русско-японской войны. В том числе и те, где боевые действия в 1904-1905 годах не велись, — Сахалин и Курильские острова.
От Советской армии до Варшавского блока
Но в этом месте снова нельзя поставить точку в истории знаменитого уроженца Белоруссии. Только запятую. Потому что следующая работа генерала Антонова также была исторической. Именно он стал отцом-основателем Советской армии, пришедшей на смену РККА. Сталин назначил его ответственным за демобилизацию самой многочисленной армии в истории человечества, в которой служили 11 миллионов 300 тысяч человек.
Антонов обеспечил расформирование десяти фронтов и вернул домой восемь миллионов солдат и офицеров. При этом он спланировал новые военные округа и новую армию, которая отныне стала называться Советской. Сократив численность вооруженных сил СССР до 5 миллионов человек, Алексей Иннокентьевич сократил и себя. С марта 1946 года генерал Антонов вновь 1-й заместитель начальника Генштаба, а в ноябре 1948-го покидает Москву и отправляется на еще более нижестоящую должность — 1-м замом командующего Закавказским округом.
Это бала не опала. Это было послевоенное сокращение, которое коснулось всех, в том числе маршала Жукова. Антонов вернулся в Москву уже после смерти Сталина, и вновь первым замом в Генштаб для новой исторической работы — создания первого в истории военного блока социалистических стран. Так, 14 мая 1955 года появился Варшавский договор. Штаб Объединённых вооружённых сил стран ОВД расположился в Москве, и возглавил его Алексей Антонов. На этой должности он прослужил до конца своих дней.
Память
Сегодня эти обычные русские имя и фамилия, вся эта карьера, от которой может вскружиться голова, почти полностью забыты. Мы по-прежнему благодарны всем, кто ковал Победу. Но в памяти держим только самых-самых. И только в Гродно, где родился этот человек, память о нем хранят вечно. Его именем названа улица и школа. В доме № 23, где он появился на свет, — мемориальная доска и музей.
А в музее — коробка с карандашами, которыми мальчик Алеша в детстве рисовал древний город Афины — наменитую столицу великих героев, таких как Александр Македонский, завоеватель Ойкумены. Гимназист Антонов был застенчивым и болезненным. Его отец, артиллерист Императорской армии, смирился с тем, что офицерский род будет прерван, что его сын не сделает военной карьеры. Но, несмотря на эти мысли, брал сына в летние лагеря и держал при штабе своей полубатареи. Он, конечно, не подозревал, что из болезненного мальчика вырастет великий полководец, которого Родина наградит одной из самых редких и высших своих наград — орденом Победы.