В понедельник, 22 октября, президент России Владимир Путин подписал указ о введении специальных экономических мер в ответ на недружественные и противоречащие международному праву действия Украины. Как отмечено в документе, это решение принято в целях защиты национальных интересов Российской Федерации. С вопросами о том, что означает это решение российской власти, издание Украина.ру обратилось к депутату российского парламента Дмитрию Белику.
- Владимир Путин подписал указ о введении против Украины санкций. Правительство должно подготовить свои предложения. Как вы лично считаете, если бы вы советовали правительству, против кого персонально и против каких именно предприятий и секторов украинской экономики надо их ввести, чтобы заставить Украину образумиться и больше не заниматься санкционной политикой против российских предприятий?
Защищая своих соотечественников, блокируя попытки геноцида русских на Украине, мы должны использовать весь арсенал средств. Я уверен, что комплекс ответных мер с нашей стороны нанесет серьезный удар по идеологам Майдана и остановит скатывание Украины в экономическую и социальную пропасть. Если говорить о введении секторальных санкций, то я бы не спешил с подобными шагами, они могут сильно ударить по населению Украины, а это недопустимо. Потому ответные санкции нужно вводить точечно, чтобы от их действий не страдали простые люди.
Контрмеры коснутся сотен украинских бизнесменов, политиков и чиновников. Им грозит заморозка российских активов, а российским компаниям запретят вести с ними бизнес. Украинский народ не должен пострадать, это основа нашего ответа, я уверен, что правительство России проведет грамотную работу в этом направлении.
- Известно, что 50 процентов бензина и вообще горючего, который поставляется на Украину (через Белоруссию), производятся из российских нефтепродуктов. Скажите, вам не кажется, что это не совсем морально, так как этим горючим заправляют украинские танки, которые воюют против русских людей на Донбассе? Может, прекратить такие поставки?
— Насколько мне известно, сегодня уже принято принципиальное решение о прекращении поставок ГСМ из России в Белоруссию, это прописано в ранее утвержденном индикативном балансе на поставки нефтепродуктов. Официальная версия — стремление избежать потерь в нашем бюджете, но говорить, что Россия не видела и не понимала, куда идет ее топливо, нельзя, и мне кажется, что одна из причин прекращения этих поставок находится именно в той плоскости, о которой вы говорите. Насчет моральной стороны, мне сложно говорить, как видели эту ситуацию белорусские власти. Лично для меня любые действия, любые обстоятельства, даже косвенно влияющие на ситуацию на Востоке Украины, способные привести к смерти людей, — это неприемлемо.
— Есть ли в Севастополе активы украинских бизнесменов или политиков, которые могут попасть под санкции? Если да, то какие?
— Самые серьезные санкции украинские олигархи получили в 2014 году. После «Русской весны» власти полуострова национализировали большое количество имущества принадлежащего Коломойскому, Ахметову, тому же Порошенко и другим крупным бизнесменам. В собственность Севастополя и Республики Крым перешли сети АЗС, магазины, отельные комплексы, заводы, аэропорты и многое-много другое.
По состоянию на 2018 год остались предприятия, которые СМИ связывают с Украиной, — например, печально известный «Крымский титан». Попадет ли он под санкции, зависит, во-первых, от решения нашего правительства, а во-вторых, получится ли доказать юридическую связь между собственниками на Украине и непосредственно тем или иным объектом на территории полуострова.
— Может, вообще разорвать любые экономические отношения с Украиной, ведь Россия — крупнейших инвестор в украинскую экономику? Может, запретить законодательно российским компаниям инвестировать туда?
— Насколько, по-вашему, экономические санкции против Украины будут эффективны?
— Зависит от того, насколько мы будем последовательны в своих действиях. Если говорить о политических дивидендах, они уже есть. Мы не видим никакой серьезной реакции со стороны официального Киева. У них шок, что «русский медведь», которого они злили все эти годы, зашевелился. Но не так, как хотелось бы руководству Украины, — никаких резких движений, никаких провокаций, от которых могут пострадать простые люди. Взвешенное, спокойное решение. Украинские власти и крупный бизнес зашевелились, засылают своих эмиссаров в Москву, чтобы, простите, «порешать вопросы» и избежать попадания в санкционный список.
Украинский истеблишмент не понимает, что этот вопрос принципиальный для руководства России, и решить всё не получится. Ведут консультации с западными кураторами, которые тоже пока не знают, как реагировать на шаг России. На Украину приходит «русская зима», ведь даже у ангельского терпения есть передел. Указ Владимира Путина — вынужденный шаг на, бесспорно, агрессивную антироссийскую политику Киева. Документ — это удар по украинскому бизнесу, который практически воедино слился с действующим киевским режимом. Не по простым гражданам, хочу подчеркнуть это особо, украинцы в большинстве своем за нормальные добрососедские отношения с Россией.