Избирательная кампания де-факто стартовала. Позиционно и публично вошли в режим активной президентской гонки Порошенко и Тимошенко. Порошенко строит свою кампанию на формуле идентичности (мова+армия+церква) плюс общении с людьми по-президентски (участие в праздниках городов, других публичных мероприятиях). Тимошенко главный акцент делает на проблемах экономики плюс массовые встречи с людьми в регионах (выступления на площадях). Этим лидер Батькивщины компенсирует свое слабое представительство на телевидении. Но для ЮВТ встречи «в поле» с людьми — благоприятная стихия для ведения кампании.
Объединительные процессы в условном сегменте представителей от бывшей власти — Бойко, Вилкул, Рабинович, Мураев — пока «в процессе». Нет единого кандидата даже от Оппозиционного блока, а Мураев ушел из партии «За життя» и делает свой проект «Наши». Нет внутрипартийного единства, малы шансы на выдвижение единого кандидата. Такой кандидатский разнобой будет только демобилизировать традиционно дисциплинированного избирателя Юга и Востока.
Правый фланг — Гриценко, Садовой, Вакарчук или траст, который лопнул. Есть доверие людей к этим кандидатам, но нет доверия между самими кандидатами. Летом были шансы у Гриценко, который показывал стабильный авансовый рейтинг, но осенью реальный рейтинг оказался ниже стартового. Меседж «#наступний» у Садового, видимо, означает — ждем до следующих выборов (без Порошенко и Тимошенко?).
Националистический фланг в поисках рейтингового лидера, но безуспешно. Пока националисты хороши в своей стихии — массовые марши на 14 октября, но электорального лидера до сих пор не вырастили. Шаг «Свободы» с выдвижением Кошулинского вместо Тягнибока — это просто электоральный маневр, а не стратегия. 1% у «кандидата-новобранца» Кошулинского не так страшен, как у Тягнибока.
Текущая политика вносит коррективы и в избирательную кампанию. Повышение цены на газ стало топ-темой октября. Маневр Гройсмана с повышением тарифа на газ стал удачным — подлил масло в огонь для всех кандидатов. Премьер тянул с повышением цены 2 года, так как не хотел стать камикадзе, как Яценюк. Сейчас он как бы остается в стороне, а негатив от повышения ложится на Порошенко. А после президентских и парламентских выборов он и так не будет премьером.
Что касается общих тенденций, то отмечу еще две. Первая. В будущей избирательной кампании одна часть кандидатов будет традиционно ориентироваться на медиа, прежде всего телевидение. Другая — делать акцент на общение с людьми, встречи, митинги и т.д. На мой взгляд, ключ к выборам — улица, а не медиа. Вторая. На выборах будет большое количество кандидатов, которые политически, технически своим участием будут способствовать выходу Порошенко во второй тур. Тимошенко же гарантированно выходит во второй тур.