«Юра, забивай, я тебя умоляю!» — этот крик комментатора Владимира Маслаченко, обращенный к Юрию Савичеву, несущемуся на ворота сборной Бразилии, и сейчас звучит в ушах болельщиков со стажем. Юра послушался и забил. 2:1! И случился обвал невероятного счастья…
Это было вторая и последняя победа советской футбольной команды на Олимпийских играх. До того золото было привезено из Мельбурна в былинном 1956 году.
Вообще, надо сказать, 1988 год в истории отечественного футбола получился исключительным. Кроме чемпионства на Олимпиаде, Советский Союза занял вторую позицию на европейском первенстве, уступив только великой и в то время ужасной команде Голландии. Кто бы мог подумать, что совсем скоро с карты мира исчезнет страна с чуть рычащим, зато гордым именем СССР… Собственно, 1988 год стал чем-то типа «дембельского аккорда» советского футбола.
На Олимпиаду 1992 года поехала уже нелепая «объединенная команда», типа, сборная СНГ. Наших футболистов, заметим, на тех играх не было. Более того, после 1988 года выдался единственный случай, когда «осколок» СССР очутился на футбольном турнире под пятью разноцветными кольцами. Белорусы в 2012 году показали себя в Лондоне. Слабенько показали, не вышли даже из группы. Но другие экс-республики Страны Советов и вовсе не смогли пробиться ни на одну из случившихся за 30 лет Олимпиад.
В Южную Корею сборная СССР отправилась рейсовым самолетом из Москвы, через Владивосток, с залетом в Японию. Главный тренер Анатолий Бышовец, видный в прошлом игрок киевского «Динамо», отмеченный даже строчкой в творчестве Владимира Высоцкого («Ведь недаром клуб „Фиорентина" предлагал мильон за Бышовца») таким образом решил адаптировать игроков к дальневосточному климату и часовому поясу. В Японии команда провела несколько контрольных матчей и только после этого отправилась в Южную Корею.
Чтобы добить тему «украинского следа» в сеульском успехе сборной СССР, следует добавить, что Бышовцу помогал и ассистировал на этом турнире легендарный в прошлом капитан, а потом и тренер донецкого «Шахтера» Владимир Сальков. В составе, помимо, Михайличенко, было три игрока «Днепра», который в ту пору был исключительно хорош — Алексей Чередник, Владимир Лютый и Вадим Тищенко. Последний, правда, ни одного матча на Олимпиаде не провел, но все равно стал чемпионом этих игр.
Еще за сборную тогда выступал уроженец Магаданской области, но воспитанник западноукраинского футбола Владимир Татарчук, представлявший московский ЦСКА. Остальные игроки были из российских клубов, плюс пара литовцев из «Жальгириса», Евгения Яровенко из «Кайрата» (Алма-Ата) и Гела Кеташвили из тбилисского «Динамо».
На Олимпиаде-88 у советской сборной буквально все ладилось. Разве что в начале группового этапа чувствовалось некоторое волнение, а потом пошло как по маслу. Во всяком случае, по пути к финалу, помимо прочих, были обыграны, например, такие солидные команды, как Аргентина и Италия.
Вплоть до матча с бразильцами, сборная СССР выступала не в Сеуле. Футбольный турнир, как водится, организаторы рассыпали по стране. Но и добравшись до столицы, наша команда так толком и не вкусила прелестей единения со спортсменами всего мира в Олимпийской деревне.
К тому же, за Бышовцем стояла великая держава, умеющая решать оперативно любые вопросы на самом высоком уровне. Советских футболистов радушно принял пришвартованный в одном из корейских портов комфортабельный теплоход «Михаил Шолохов».
Как вспоминал в беседе с корреспондентом сайта Ukraina.ru олимпийский чемпион Алексей Чередник, проживать на корабле было просто замечательно. Сборная отказалась от поездок на тренировки, поскольку это заняло бы много времени. Футболисты прямо на палубе играли в квадрат, поддерживали себя в тонусе. К тому же, на советском лайнере жили и наши артисты, прибывшие поддержать спортсменов. Так что, приятная атмосфера была обеспечена.
В результате команда СССР подошла к финальному матчу в великолепном расположении духа и в прекрасных физических кондициях. Говорят, что перед матчем Анатолий Бышовец сказал своим подопечным замечательную фразу, мол, «серебро — это, конечно, хорошо, но по-настоящему сияет только золото».
Решающая игра, разумеется, легкой прогулкой отнюдь не стала. Бразильцы были уверены в своем превосходстве и мысленно уже примеряли золотые медали. Они и счет открыли, на 29 минуте гол в свой актив записал Ромарио. Но на 60 минуте уроженец Одесской области, воспитанник тираспольского футбола и игрок московского «Динамо» Игорь Добровольский с пенальти сравнял счет. А в дополнительное время, на 103 минуте, случился знаменитый выход имени Юрия Савичева. Торпедовец и поставил золотую точку в истории советского олимпийского футбола — 2:1.
Конечно же, это был полнейший восторг. Новоиспеченные олимпийские чемпионы позволили себе расслабиться на корабле, да так, что на следующий день их еле собрали по каютам, а некоторых и поднять-то не смогли на «линейку». Так уж возрадовались… А потом же надо было отдохнуть и в себя вернуться.
Олимпийское золото в футболе оказалось таким желанным, что, от щедрот Госкомспорта, игроки получили на месте по 6 тысяч долларов и в Союзе по 12 тысяч рублей. Больше, чем советские чемпионы в прочих видах. Футболисты стали Заслуженными мастерами спорта, а их наставники — Заслуженными тренерами СССР.
Многие олимпийские чемпионы скоро отправились играть за рубеж. А там прошло чуть-чуть времени и Страна Советов закончилась… До этого момента оставалось всего около трех лет.