1. Как бы ни банально звучало, но за это стоял майдан: так называемый «импортный паритет» заложен в самом Соглашении об ассоциации с ЕС.
2. Рыночная цена на газ в Украине есть цена на уровне «хаб + стоимость транспортировки газа в Украину», причем в качестве релевантного хаба используется хаб NCG (Германия).
3. На входе в ГТС Украины существуют колоссальные входные мощности, что позволяет продавцам с рынков Словакии, Польши и Венгрии, или продавцам с рынков, что находятся по маршруту транспортирования газа с хаба NCG импортировать газ в Украину для продажи облгазсбытам и ТКЭ.
4. Эти потенциальные игроки на рынке газа могут увеличить объем закупки газа у «Газпрома» для таких целей.
5. Уже более 35 компаний импортируют газ в Украину, 328 компаний получили лицензии на поставку природного газа, международные трейдеры открывают представительства в Украине (AOT Energy, ENGINE, Trafigura, MET Holding, DufEnergy).
6. Для того, чтобы оптовый рынок газа в Украине состоялся, «Нафтогаз» на краткосрочную перспективу должен поднять цену для ТКЭ и облгазсбытов на 5% даже выше, чем цена на уровне «хаб+», что приведет к росту привлекательности поставки газа импортерами.
7. Цена на газ для населения должна быть на уровне цен для ТКЭ и облгазсбытов.
В сухом остатке. Так как европейские газовые спекулянты газ для импорта в Украину закупают у «Газпрома», а цена на добываемый газ в Украине значительно — в разы — ниже, они не могут продавать газ на внутреннем рынке Украины. Именно чтобы помочь этим импортерам, Украина Соглашением об ассоциации открыла свой рынок и обязалась продавать газ на внутреннем рынке по цене не ниже среднеевропейской.
Теперь мы не можем самостоятельно, как до майдана, выбрать себе поставщика с более дешевой ценой (а это только «Газпром»), а вынуждены платить европейским спекулянтам, которые нам перепродают тот же газ «Газпрома», но уже по среднеевропейской цене.
Мы теперь не свои интересы защищаем, а позволяем на нас зарабатывать европейцам.
Думаете, выдумал? Нет. Вся информация взята из Отчета по результатам исследования относительно наличия монопольного положения у ПАТ НАК «Нафтогаз Украины».