11 сентября нынешнего года на сайте Госдепартамента США появилась новость о том, что специальный посол США по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбек едет в Украину. На встрече со спикером Верховной Рады националистом Андреем Парубием он заявил о поддержке США автокефалии в Украине.
«На этапе принятия решения о предоставлении Томоса об автокефалии Украинской православной церкви мы не вмешиваемся. Но, когда такое решение будет принято, мы его поддержим» — заявил специальный посол США.
Парубий свою позицию в контексте религиозной ситуации в стране пояснил так: «Гибридная война Путина имеет много составляющих, где военная составляющая важна, но информационная и гуманитарная — не менее важны, и он использует эти сферы эффективно и опасно». В продолжение спикер украинского парламента рассказал о том, что РФ проводит свою экспансию на Украине через храмы УПЦ.
Спецпосол США по религии провел также встречу с Президентом Украины Порошенко, который рассказал ему про «системные преследования на оккупированном Донбассе и в Крыму украинских верующих УПЦ-КП, УГКЦ, представителей других вероисповеданий». Какие примеры и конкретные факты в доказательство своего заявления привел Порошенко, неизвестно — официально об этом не сообщается. А неофициально известно, что реальных фактов таких преследований нет. Зато президент Украины ни словом не обмолвился о системной травле православных активистов, журналистов, священнослужителей, которая вот уже четыре года идет на Украине.
Но главное здесь другое. Очевидно, что с вмешательством США в процесс «автокефализации» на Украине вся эта проблема приобретает не узко религиозное, а отчетливое геополитическое значение.
При этом многие факты указывают на то, что без участия государственного департамента США вопрос создания новой Единой поместной церкви (ЕПЦ) в Украине (то есть раскол православия) так быстро и системно не решился.
Дипломатический уровень
Еще в апреле, после заявления Порошенко о том, что властями страны принято решение о создании на Украине автокефальной церкви, американцы начали активно работать с Константинопольским патриархом Варфоломеем. После визита Порошенко на Фанар, туда же приезжает уже упомянутый специальный посол США по вопросам религии Сэм Браунбек. А еще через некоторое время после этого появляется обращение Верховной Рады и раскольников из УПЦ КП и УАПЦ к Константинопольскому патриархату с просьбой о предоставлении томоса, то есть разрешения на автокефалию. И в ответ Фанар принимает «решение о начале процедур, необходимых для предоставления автокефалии православной церкви в Украине».
Так, собственно, с двух визитов к Варфоломею — сначала Порошенко, а потом Браунбека и начинается раскол православия.
Уже в конце апреля Собор епископов Украинской православной церкви США, входящей в Константинопольский патриархат, также обратились к Фанару с просьбой о даровании автокефалии Украине.
«Постоянная конференция Украинских православных епископов за пределами Украины написали соответствующее письмо о поддержке действий… относительно возможного предоставления томоса автокефалии Украинской православной церкви. Мы заверили Его Святейшество в неустанных молитвах за него в этом процессе, и не только иерархов, но и миллионов украинцев, духовенства и верующих в Украине и за ее пределами», — сказано в обращении незначительной части православных и священнослужителей США.
Очевидно, что подобная оперативность в направлении обращений (Рады и верующих и священников США) проявилась не сама собой, а при наличии некого драйвера процесса — Государственного департамента США, заинтересованного в максимальном разрыве связей Украины с Россией путем разжигания новой, на этот раз религиозной войны.
Параллельно посол США в Украине Мари Йованович встретилась с главой греко-католиков униатов УГКЦ Святославом Шевчуком. Известно, что до этой встречи униаты весьма скептически оценивали перспективы предоставления автокефалии и создания Единой православной церкви Украины (ЕПЦ), резонно опасаясь усиления православных и потери своего влияния на Западе Украины. Однако после встречи с послом США Шевчук стал отзываться о ЕПЦ более комплементарно.
Еще один дипломатический трек вел бывший посол США в Украине, а ныне — посол США в Греции Джеффри Пайетт. Примерно в то же самое время, в апреле 2018-го года, он встретился со священниками Афонских монастырей, с которыми обсудил «важные вопросы православия во всем мире». Кстати, именно после поездки Пайетта на Афон у представителей РПЦ начались проблемы с въездом в Грецию.
Госдеп и его агенты
И все-таки решение о предоставлении Украине автокефалии не было бы возможным, если бы Госдеп США не имел своих агентов влияния внутри самой церкви, при том агентов, которые, используя различные рычаги, влияние, финансы и т.д., действуют по заранее разработанному Госдепом сценарию.
На сегодняшний день процесс предоставления Украине автокефалии и взаимодействие по этому направлению США с Фанаром обеспечивается в основном двумя лицами.
Один из них — это уже упомянутый специальный посол США по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбек. Он был дважды губернатором Канзаса, себя он называет католиком-консерватором. На должность Специального посла его выдвинул Дональд Трамп. «Нью-Йорк таймс» говорит, что он «один из самых консервативных, религиозных, увлекательных и во многих отношениях замечательных политиков в Америке сегодня».
Таким образом, Браунбек осуществляет коммуникацию Фанара с республиканским крылом и действующим президентом США Трампом, а также обеспечивает официальное взаимодействие в треугольнике Вашингтон — Стамбул — Киев.
Но кроме официального трека, есть еще и неофициальный канал взаимодействия, который обеспечивает контакт Фанара с демократическим крылом американской власти, в частности — со структурами Сороса. Это — отец Александр Карлуцос, протопресвитер Американской Архиепископии Константинопольского патриархата. Американская пресса называет его «всемогущим Отцом Александром Карлуцосом, которого лично знают президенты. Отец Алекс, ласково они (президенты — ред.) именуют его».
По данным сайта «Катехон» именно отец Александр держит в руках денежные потоки, направляемые из США на Фанар. Журналист Жюстин Франгали, автор биографии бывшего архиепископа Америки Спиридона, пишет: «Отец Александр как минимум с 90-х годов сосредоточил в своих руках управление денежными потоками, идущими из США в Константинополь. Фактически, это львиная доля тех денег, на которые и живет Фанар. Поступления от небольших приходов в самой Турции или Греции мизерные по сравнению с деньгами, идущими от богатого греческо-американского сообщества. Это превратило отца Александра в важнейшего человека в греческой православной Архиепископии Америки и дало ему беспрецедентный инструмент давления на священноначалие».
Отец Александр лично знаком с Бараком Обамой, бывшим вице-президентом Джо Байденом, и кандидатом в президенты от демократов Хиллари Клинтон. Он дружит с бывшим главой ЦРУ Джорджем Дж. Тенетом. В 2003 году Джордж Тенет получил награду за выдающиеся достижения от фонда Leadership 100 Endowment, в котором исполнительным директором был отец Александр. Турецкая пресса также отмечает, что отец Александр знаком с лидером турецких исламистов, проживающим в США и работающим на американские спецслужбы — Фетуллахом Гюленом.
Кроме этого отец Александр является ярым защитником американских ценностей и «западного варианта христианства»: терпимого и толерантного. Кстати, один из назначенных экзархов в Украину архиепископ Даниил (Зелинский) в интервью американской прессе сообщил о своем терпимом отношении к геям.
Во время подготовки к проведению Критского собора отец Александр был членом оргкомитета Великого и Священного Собора. В ответ на предложение РПЦ провести дополнительные консультации и перенести срок проведения Собора, отец Александр ответил: «Нет никаких указаний, чтобы изменить или перенести дату Собора. Они просили организовать предсоборную встречу 17 числа, и мы рассчитываем, что они прибудут на нее. Мы церковь любви и принимаем всех». После этого патриарх Кирилл и еще несколько предстоятелей не приехали на Собор и он был сорван. Это и привело к конфликту между МП УПЦ и Фанаром.
Кому выгоден раскол православия
Как видно, с патриархом Варфоломеем имеют возможность общаться и республиканское, и с демократическое крылья американской власти. И оба они имеют существенное влияние на Вселенского патриарха, возможность использовать Фанар как инструмент в продвижении американских интересов в мире.
В случае же с Украиной американские интересы очевидны: с помощью «управляемого хаоса» разорвать все связи с Россией и тем самым лишить ее статуса империи. Збигнев Бжезинский говорил:
«Если Москва вернёт себе контроль над Украиной с её почти пятидесятимиллионным населением и большими ресурсами, а также выходом к Чёрному морю, то Россия автоматически вновь получит средства превратиться в мощное имперское государство, раскинувшееся в Европе и в Азии».
Очевидно, что сейчас США прилагает все усилия, чтобы этого не допустить.
И сейчас в геополитическую игру на Украине, где уже идет гражданская война на Востоке, вплетается и религиозный вопрос — вопрос веры. Чем закончится эта война — никому не известно. Но совершенно очевидно, что:
Во-первых, эта религиозная война осуществляется в интересах США, поскольку главная ее цель — ослабление православие и тем самым резкое снижение влияния РФ и Московского патриархата на происходящее в мире.
Во-вторых, этот процесс запущен Госдепом США с санкции первых лиц государства и с использованием агентов влияния, по дипломатическим каналам и проямому влиянию (кураторству) со стороны США на руководство Украины.
В-третьих, предоставление автокефалии украинскому православию будет иметь катастрофические последствия для всего мирового православия. При этом практически никак не коснется самих инициаторов процесса США. В этой связи хотелось бы процитировать протоиерея Владимира Вигилянского:
«Учитывая большое количество конфликтов в православном мире, еще один конфликт может окончательно разбалансировать ситуацию и может даже привести к тому, что Патриарх Варфоломей окажется в меньшинстве, и в конечном счете это последнее его преступление может стоить ему власти. Потому что Бог поругаем не бывает. И восточный папизм Патриарха Варфоломея, его стремление подавить все прочие Православные Церкви и стать всевластным диктатором, тираном, епископом епископов не останется без возмездия свыше».