Детский сад: матрасы вместо кроватей
В Министерстве образования и науки признают: ситуация почти катастрофическая. В группах, где должно быть до 20 детей, сегодня почти по 40 на одного воспитателя. А еще тысячи мальчиков и девочек просто не попадают в ясли.
Электронная очередь, призванная облегчить устройство в садики, проблемы не решает: родители вынуждены записывать в нее малышей сразу же после появления их на свет, тогда еще есть призрачная надежда, что через три года ребенок попадет в садик.
Из-за нехватки детсадов на Украине пытаются всячески упростить процедуру их создания. Два года назад вступил в силу новый санитарный Регламент для дошкольных учреждений.
Согласно ему, теперь считается абсолютно законной деятельность частных детсадов, открытых в квартире или специально обустроенных помещениях офисных центров. Раньше обязательным условием для работы детского дошкольного учреждения было наличие пищеблока. Теперь же допускается кейтеринг — поставка готовой продукции. Также можно воспользоваться услугами сторонних прачечных.
Летом позволили организовывать дневной сон детей на верандах, при условии, что есть раскладные кровати. Вместо стационарных коек можно использовать просто матрасы. Также официально снят запрет на использование для детей двухъярусных кроватей.
А в этом году Минрегион Украины разрешил проектировать встроенные детские сады в жилых домах. Все делается для того, чтобы уложиться в сроки, очерченные премьером, и до 2020 года полностью ликвидировать очереди в детсады.
Похоже, очереди действительно будут ликвидированы, но только по другой причине. Недавно Государственная служба статистики шокировала данными об уровне рождаемости на Украине, который по состоянию на конец апреля был ниже уровня смертности в 2 раза. То есть, на 100 умерших приходилось всего 54 новорожденных.
Школа: Googlе добивает педагогов
С 1 сентября все первоклассники будут учиться по новым программам, разработанным в рамках концепции «Новая украинская школа».
Перед тем как ввести образовательную реформу в действие, Министерство образования в 2017 году запустило несколько пилотных проектов в различных школах страны. Отныне меняется не только содержание, цели и задачи обучения.
Современный мир меняется столь стремительно, что, по мнению новаторов от образования, не стоит пытаться учить современных детей так, как учились их родители и учителя. По их убеждению, в современной школе преподаватель не должен "фаршировать" своих подопечных знаниями.
Конечно, педагогов много лет учили, как объяснять детям, как устроена амеба, как устроена галактика и почему даже в военное время синус не может быть больше единицы. Участники конференции уверены, что сейчас все эти сведения можно почерпнуть из других источников, и учителю очень тяжело конкурировать с Википедией и Googlе, не говоря уже о других приложения. Преподавателю нужны какие-то новые навыки, о которых никогда раньше не было и речи: навыки управления творчеством, управления конфликтами, глубинного видения, эмпатии и множества других вещей, которыми нужно не только владеть, но и уметь научить.
Похоже, что фраза из комедии Фонвизина "Зачем знать географию, если извозчик довезет?" в современной интерпретации звучит так: "Зачем нам фундаментальные знания, если есть Википедия и карты Googlе?".
Новая украинская школа — это не место, где все будет решаться с помощью оценок и записей в дневниках, а место, где ребенок научится реализовывать себя. Именно поэтому в начальной школе решили отменить табели, которые, по мнению украинского министра образования Лилии Гриневич, являются «устаревшим документом».
Специально для новой системы разработали «Свидетельство достижений», в котором учителя и будут отражать успехи каждого ученика. Вместо привычных нам отметок по чтению или математике в свидетельстве появятся оценки того, как активно ребенок работает на уроке, насколько охотно общается со сверстниками, может ли рассказать о своей семье.
Откровенно говоря, нового в «Новой школе» маловато, что признают и ознакомившиеся с ней педагоги Украины. Скорее это современный этап проталкивания в образовательную среду реформаций 90-х годов с учетом политической и общественной потребности нынешней власти.
Программы, которые готовили под контролем Украинского института национальной памяти, теперь включают обязательное изучение «войн советской России с Украинской Народной Республикой», «советской оккупации Украины», «украинской политической эмиграции», «депортации» народов, «агрессию России против Украины»…
В старших классах учителя и школьники борются с историческим прошлым советского периода, изучая тему «Установление и утверждение советского тоталитарного режима (1921-1939 гг.)», хотя раньше изучались темы «Украинская ССР в условиях новой экономической политики (1921-1928)», «Укрепление Советской власти в Украине (1929-1938)».
Таким образом, «Новая украинская школа» будет лелеять украинскую идентичность. А вот химия, физика, алгебра и геометрия настоящему патриоту вряд ли пригодятся.
ВУЗы: назад в село
На Украине всерьез встревожены, что все больше молодежи уезжает получать высшее образование за рубеж — нарастающий исход студентов неуклонно лишает Украину будущего.
В профильном министерстве пытаются объяснить указанную крайне неприятную тенденцию качеством и комфортом образования, и это справедливо, но лишь отчасти. Важнейшей причиной является общая социально-экономическая ситуация в стране, отсутствие в ней сколько-нибудь оптимистических перспектив, в том числе для молодежи, непрекращающаяся вялотекущая война, углубляющийся кризис, общая деградация и развал.
Об этом свидетельствуют и многочисленные социальные опросы, которые называют возможность закрепиться за границей одним из основных мотиваторов для отъезда. Вполне очевидно, что основная масса молодежи, отучившись за рубежом, на Украину уже не вернется. Фактически бегство высшего образования является одной из форм депопуляции, ведущей к исчезновению Украины в ее нынешней форме и в современном ее понимании.
Министр образования уверена, что остановить отток студентов в иностранные вузы сможет повышение требований к качеству образования. В министерстве намерены решать проблему стандартными бюрократическими методами. В смысле, путем утверждения неких новых учебных программ, методик преподавания, контроля качества знаний и прочей кабинетной рутины, весьма далекой от жизненных реалий.
Сколько ни решай проблему улучшения качества образования, это никоим образом не обеспечит трудоустройство на достойных условиях на Украине, в которой царят безработица, деиндустриализация, перманентный экономический кризис, падение производства и ориентация на сырьевой характер экономики.
«Все, происходящее в украинском образовании — это продолжение процесса деиндустриализации. Раньше украинское общество и украинский социально-экономический уклад были индустриально-аграрным. То есть, с очень крепкой наукой, соответственно, с очень сильным образованием и, соответственно, со связью этой науки с промышленностью.
Поскольку индустрия разрушилась, нет необходимости в науке, и мы видим, что она, по большому счету, погибла, нет необходимости в настолько квалифицированных кадрах, которые раньше выпускала система образования. И мы видим процессы упрощения.
Если раньше высокое качество образования было государственным стандартом, то сегодня высокое качество образования будет доступно только единицам, только в лучших школах и только в случае, если родители очень сильно об этом позаботятся. Все остальные получат образование очень низкого уровня, которое не позволит им конкурировать впредь в будущем украинском обществе.
А экономика страны с такого рода низким качеством образования будет только придатком более развитым технологически экономикам, прежде всего, Европейского союза, Китая, США, России», — рассказал в эксклюзивном комментарии Ukraina.ru политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.