Новые данные о симпатиях украинцев опубликовала Социологическая группа «Рейтинг». По данным ее опроса, в президентском рейтинге первая позиция у лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко с результатом 11,1% опрошенных.
Второй — глава «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко с 6,7%, сопредседатель «Оппозиционного блока» Юрий Бойко стал третьим с 6,4%. Четвертое место у шоумена Владимира Зеленского — 6,2%, следом за ним — глава «Радикальной партии» Олег Ляшко и певец Святослав Вакарчук — 5,9 и 5,7% соответственно.
За нынешнего президента Петра Порошенко проголосовали бы 5,3% опрошенных.
Закрепляют провал главы государства антирейтинги: около половины опрошенных ни при каких обстоятельствах не отдали бы голос за Порошенко.
Побеждает "Против всех"
Социологические опросы — важный инструмент влияния на общественное мнение и неопределившихся избирателей. Всегда находится процент людей, которые не знают, за кого голосовать, а окончательное решение принимают по принципу «за кого большинство, за того и я».
Тем более, сегодня таких неопределившихся на Украине — очень много, подчеркивает политолог Руслан Бортник, а разрывы между кандидатами — крайне малы (от первого до седьмого места — около 6%, что ничтожно мало для уверенной победы).
«Условно говоря, в такой ситуации может победить любой из набора кандидатов, а может победить абсолютно новый кандидат… Интрига на выборах остается огромной. Эти все кандидаты, которых мы называем, из них любой может выиграть президентскую кампанию, а могут все вместе и проиграть. Может выиграть совсем другой человек, которого пока нет в списке, условно говоря, какой-то герой, который может прийти и как (нынешний президент Франции) Эмманюэль Макрон организовать кампанию и выиграть", — говорит Бортник.
В целом же безусловным лидером парламентских и президентских выборов на Украине являются партия "Против всех" и кандидат "Против всех", уверен эксперт. По его словам, это приговор для всех политиков — и провластных, и оппозиционных.
Что в голове у украинцев
В свою очередь политический эксперт Елена Дьяченко, анализируя данные опроса «Рейтинга», отмечает: в голове украинского избирателя то, как он проголосует, вообще не связано с тем, кто победит. Избиратель верит, что все решают договоренности "там, наверху".
«Такой избиратель вполне может поверить в какую угодно ложь из телевизора, даже в победу не очень, мягко говоря, всеми любимого кандидата с 5% рейтингом. Которому, к слову, в такой ситуации вообще ничего не мешает исполнять разное ради задержания у власти (намек на Порошенко — прим. ред.), ведь его, получается, некому остановить — делегирующий эту власть избиратель занят просмотром ТВ», — сообщает политэксперт.
И действительно, в украинской власти, похоже, мало заботятся уровнем поддержки у населения. Вместо этого Порошенко собирает ресурсы и готовится к решающему бою против всех на президентских выборах в марте 2019 года. Загнанный в угол, президент Украины может пойти на крайние меры — вплоть до полной зачистки политического поля от прямых конкурентов.
О честных выборах никто даже не заикается.
Непредсказуемая социология
Но не только нежелание Порошенко отдавать власть играет против его конкурентов на будущих выборах. Социологические опросы и прогнозы в последние годы регулярно давали осечки. Brexit, победа Дональда Трампа на выборах президента США в 2016 году, даже первое место «Народного фронта» на парламентских выборах на Украине в 2014 году стали большой неожиданностью.
Часто люди не говорят правды социологам: боятся быть обвиненными в «неправильных» взглядах или просто никому не доверяют. Отсюда феномен «фиги в кармане», когда записные фавориты проваливаются на выборах после голосования молчаливого большинства.
«Всегда надо смотреть на выборку, то, в каких областях были опросы, какова активность этих людей, — говорит украинский политолог Кость Бондаренко. — Сегодня большое количество граждан попросту отказываются отвечать на вопросы или пытаются скрыть свои настоящие предпочтения. Это так называемый «стесняющийся» электорат, который проявил себя на выборах и в США, и в Германии».
Упомянул Бондаренко и прямые манипуляции, когда нужный результат подгоняют под требования заказчика исследования.
«Я не буду утверждать, что все социологи этим грешат, но иногда бывает такое, что с барского плеча погрешность накидывается тому или иному кандидату. Если она составляет 3%, а у кандидата реальных 5%, то ему ставят 8%. Многие откровенно манипулируют цифрами. Как правило, рейтинговые данные соцопросов сильно отличаются, а вот ответы на вопросы, которые касаются социальной ситуации, приблизительно одинаковы у всех", — пояснил политолог.
Все ради победы
Есть и технологии манипуляции, применяемые заказчиками: например, в опросы включают «новые лица» — шоуменов, певцов, спортсменов. В таком случае условный боксер Усик набирает, например, 6%. Но на выборы он не идет, и его процент «перетекает» действующему президенту. В будущем люди из окружения главы государства могут сказать: «Смотрите, в опросах у условных Вакарчука, Зеленского и Усика было 22%, но они на выборы не пошли, и эти проценты получил Порошенко».
Цинично, но действенно.
При этом не стоит забывать, что предвыборные кампании — самое «хлебное» время для социологов, поэтому они нередко берутся за разные заказы, даже с заранее расписанными результатами.
Опрос "Рейтинга" проводился среди населения Украины в возрасте старше 18 лет. Выборка репрезентативна по возрасту, полу, регионам и типу поселения. Выборочная совокупность: 2000 респондентов. Личное формализованное интервью (face-to-face). Погрешность репрезентативности исследования: не более 2,2%.