31 мая, в канун международного Дня защиты детей, один из полицейских автомобилей из кортежа президента Украины Петра Порошенко сбил в Киеве ребенка, который ехал на велосипеде по пешеходному переходу. На сегодня известно, что прооперированный подросток до сих пор находится в реанимации — он получил закрытую черепно-мозговую травму, сильный ушиб грудной клетки, перелом левой ключицы, переломы руки и ноги. Пресс-служба Банковой хранит по этому поводу глухое молчание, а полиция лаконично сообщает, что сидевший за рулем полицейский находился на спецзадании. Хотя уже известно, что он официально служит в батальоне сопровождения ГУ НП Украины в Киеве.
Можно не сомневаться — во времена Виктора Януковича подобный инцидент с участием представителей президентского кортежа наверняка явился бы поводом к нешуточному скандалу. Оппозиционеры били бы в набат, требуя наказать главу государства за тяжкие травмы, которые получил ребенок. Оппозиционные СМИ рассказывали бы о произволе государственных чиновников, которым плевать на ограничения скорости и правила дорожного движения, призывая граждан всем миром выйти на улицу и покарать зарвавшуюся власть. И многие наверняка прислушались бы к этим призывам.
Однако сегодня в нашей стране нет ни настоящих оппозиционеров, ни оппозиционных СМИ. Общество задавлено, а граждане считают любой протест против властей бессмысленным — поскольку он может привести только к обвинениям в работе на внешнего врага. Один лишь небольшой частный эпизод показывает, какими бесправными стали за минувшие четыре года четыре миллиона украинцев — но, главное, он ставит вопрос: какое будущее ожидает детей, которые растут сейчас в этом обществе?
Світлі, радісні дитячі очі – це те, що сповнює наші серця надією та переконує: все у нас буде добре!
— Петро Порошенко (@poroshenko) 1 июня 2018 г.
І в наших силах забезпечити їм гідне майбутнє та дати можливість жити у мирній, щасливій, європейській Україні. pic.twitter.com/RmuWO5nAtZ
«У нас дети пойдут в школы и детские сады, а у них они будут сидеть по подвалам», — заявил когда-то президент Петр Порошенко, имея в виду жителей неподконтрольной территории Донбасса, которые прятались в подвалах от артиллерийских обстрелов. Сегодня, спустя четыре года министр иностранных дел Украины Павел Климкин пишет: «Вдоль линии разграничения на Донбассе живут около 200 тыс. детей, 15 тыс. — в 5 км от линии разграничения. Каждый ребенок ежедневно находится в опасности и нуждается в защите». Война продолжается, она забрала жизнь 240 несовершеннолетних, и, несмотря на обещания Порошенко, от нее одинаково страдают дети «у нас» и «у них». Потому что пули и снаряды не различают правильных и неправильных подростков.
По мнение экспертов ЮНИСЕФ, в помощи остро нуждаются 200 тысяч детей, которые проживают в пределах 15-километровой зоны с обеих сторон линии конфликта. «Мир забыл об этом невидимом кризисе на востоке Украины, но сотни тысяч детей платят за него страшную цену. Если не обеспечить должной поддержки, дети могут чувствовать последствия конфликта в течение всей своей жизни», — прокомментировала ситуацию Глава Представительства ЮНИСЕФ в Украине Джованна Барберис.
Но жители мирных регионов Украины также страдают от социальных проблем, которые стали следствием неолиберальных реформ и войны. Социологические исследования показывают, что в Украине насчитывается не менее полумиллиона работающих детей — причем, многие из них заняты на нелегальном, смертельно опасном для жизни производстве. Так, детский труд постоянно используются для добычи янтаря. Это стало настолько обычным, что фотографии копающихся в ямах подростков стали обычными для социальных сетей Украины. Благодаря трагическим эпизодами, жертвами которых становились подростки, мы знаем о том, что их часто задействуют на строительстве или на птицефабриках нашей «аграрной сверхдержавы». А бездомные дети повсеместно используются для сбора и сортировки лома на огромных свалках в разных частях страны — причем, такие подростки нередко живут именно в подвалах, или в грязных палатках.
«На этой свалке еще и незаконно живут какие то люди, дети. Там какие то палатки, шатры. Все они там работают на положении рабов. Там используют незаконно детский труд. Пожары повторяются из года в год. Люди поговаривают, что там даже задохнулись несколько детей, вот эти, которые там живут в этих трущобах» — написала несколько недель назад о горящей свалке возле Днепропетровска местный блогер Оксана Приходько.
Порошенко говорил, что наши дети будут учиться в школах — но за четыре года реформ в стране было ликвидировано около 400 «экономически нерентабельных» сельских школ. Так что теперь жителям провинции часто приходится добираться до школ в райцентры, или оформлять школьное образование фиктивно, задним числом. Сами же школы, где исправно учат национализму и внедряют изучение Библии, сокращают число обязательных школьных предметов — опять же, в целях политики экономии. А это гарантировано превратит многих маленьких украинцев в малообразованных, но послушных граждан, которые болше не мечтают полететь в космос — но зато послушно пойдут на войну или в наймы к аграрным баронам.
Стоит ли удивляться, что в подростковой среде растет неконтролированное насилие. Буквально на днях в украинских школах прошла серия массовых отравлений неизвестным газом. Подобные инциденты происходят в разных регионах страны — в Черкассах, Харькове, Николаеве, Павлограде, Новомосковске, а их жертвами стали сотни детей. Хотя, по-видимому, распыление газа стало следствием криминальных сетевых игр. Тем более, что с началом войны в стране резко увеличился уровень подростковой преступности, с использованием бесконтрольно распространяющегося по всей Украине оружия.
«Последние несколько лет Украина переживает всплеск подростковой преступности — все чаще выпуски новостей начинаются с сюжетов о нападениях и разбоях, к совершению которых приложили руку «безусые юнцы». Парни, а порой и девушки, жестоко избивают сверстников и взрослых, обнародуя свои «подвиги» в социальных сетях, совершают вооруженные налеты на магазины и устраивают разного рода устрашающие флешмобы. Если раньше на криминал осмеливались 16-летние, то теперь все чаще ловят даже 11-летних», — говорит об этом киевский журналист Виталий Губин.
Одним словом, украинцам можно поблагодарить власть за счастливое детство своих детей. И они сделали это прямо на президентском твиттере, где было опубликовано дежурное поздравление с Днем защиты детей. Сотни людей в буквальном смысле слова обрушились на Петра Порошенко с едкими и ехидными комментариями на украинском и русском, среди которых сложно найти хотя бы одно цензурное предложение. Президенту вспомнили все — и тех же сидящих в подвалах детей войны, и сбитого мальчика, и еще одного подростка, который дня днях упал в обморок на праздничной линейке, где детей держали под солнцем ради пиара.
Читая это, я думал — возможно, украинской власти проще отменить этот неудобный праздник? Вятрович может сообщить Порошенко о том, что День защиты детей был введен по инициативе откровенно просоветской Международной демократической федерации женщин — и, таким образом, заслуживает декоммунизации не меньше 8 марта. Увы, но украинской власти однажды придется пойти на это — раз уже она тысячу раз расписалась в неумении и нежелании обеспечить достойное будущее следующих поколений.