Министр иностранных дел Украины Павел Климкин одним из первых поддержал британские власти, без суда и следствия обвинившие Москву в отравлении бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Солсбери. Дипломат не просто выразил готовность помочь с расследованием, а объявил, что следы этого дела ведут в Россию.
Депутат Государственный Думы Николай Ковалев, который в 1996-1998 годах возглавлял ФСБ РФ, не исключил заинтересованности Киева в раскручивании этой ситуации, чтобы выставить Россию «страной-агрессором», а жертвой Скрипаля — уроженца украинской столицы. Более того, как отметил политик, газ «Новичок» мог храниться на территории любой постсоветской республики, в том числе на Украине.
«Каких-либо доказательств, которые указывали бы на украинский след, нет. Вещества могли храниться и в Узбекистане, и на Гуантанамо, поэтому вероятность одинакова. Во-первых, даже не факт, что это газ «Новичок», а, во-вторых, это вещество очень старое и доступно всем технологически развитым странам мира, а после развала Советского союза, я уверен, оно доступно и многим уголовным группировкам», — заявил в интервью изданию Ukraina.ru директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Как рассказал газете «Взгляд» Игорь Никулин, входивший в состав комиссии ООН по химическому и биологическому оружию в 1998-2003 годах, после побега химика Вила Мирзаянова в США в 1992 году с разработками «Новичка» Россия признала нецелесообразным поставлять это отравляющее вещество на вооружение армии и производить на территории страны. К тому же, по его словам, после ликвидации завода в узбекском Нукусе, утилизацией разработок «Новичка» занимались американские специалисты.
«Я не верю в украинский след этого дела. Если имеет место английская провокация, то англичане это делали бы своими спецслужбами и не позволяли бы другой стране орудовать на своей территории. Прекурсоры, известные после побега Мирзаянова в США, можно синтезировать в любой стране при желании», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.
14 марта премьер-министр Великобритании Тереза Мэй объявила о выдворении 23 российских дипломатов, приостановке всех двусторонних контактов с РФ и отзыве приглашения министру иностранных дел России Сергею Лаврову посетить Лондон, впрочем, как сообщила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, глава ведомства не принимал никакого приглашения. Сегодня Лавров объявил о зеркальном ответе Москвы в ближайшее время.
Согласно положениям Конвенции по запрещению химического оружия, Великобритания была обязана немедленно обратиться к стране, подозреваемой в применении вещества, предоставив ей доступ к тому веществу, о котором идёт речь, для ответа же на подобный вопрос отводится 10 дней. Однако Лондон не сделал этого.