С чем связано увольнение Тиллерсона?
Во-первых, по мнению Трампа, Тиллерсон выполнил свою миссию по «Большой сделке».
Напомню, именно Тиллерсон с весны 2017-го года с «нуля» выстроил систему взаимовыгодных договоренностей Вашингтона и Москвы по Сирии, Украине, КНДР и Ирану, получившую название «Большая сделка».
Мы увидели, что эта конструкция успешно работает. Теперь пришло время «пожинать лавры Большой сделки» — от прекращение войны на Донбассе после ввода миротворцев до переговоров с КНДР. И Трамп не собирается делиться славой с Тиллерсоном.
Во-вторых, Тиллерсон был слишком самостоятельной фигурой в окружении Трампа, позволяя иметь свое собственное мнение по всем вопросам. А Трамп таких людей не любит. Что уже было понятно после увольнения с должности первого помощника Бэннона. Личностный конфликт Трампа и Тиллерсона зрел давно, периодически попадая в СМИ. Но Тиллерсона терпели, пока не появились подвижки по КНДР и миротворцам.
Помпео является более удобным исполнителем для Трампа. Не говоря уже о конфликте Тиллерсона с зятем Трампа Кушнером, монополизировавшим влияние на президента.
В-третьих, Тиллерсон хоть и смог договориться с Россией по всем вопросам «Большой сделки», но в глазах американцев являлся «токсичным» пророссийским политиком из-за своей многолетней работы там в качестве представителя (а потом —руководителя) Exxon. А ведь Трамп тщательно скрывает «Большую сделку», прикрывая ее мифической «холодной войной». Понятно, что имея Тиллерсона главой Госдепа — это сложно сделать.
В-четвертых, новый глава Госдепа Помпео является представителем «чайного движения» в Республиканской партии. А их поддержака в Конгрессе нужна Трампу.
Что же ждет дальше «Большую сделку»?
В оптимистическом варианте — все пойдет по накатанному Тиллерсоном сценарию.
Но есть и пессимистический сценарий. «Большая сделка» — это не статическая, а динамическая система. Требующая принятия ежедневных решений. Поскольку вопрос Украины завязан на вопросе Корее и так далее.
То есть «Большая сделка» только на середине пути, а не завершена, чтобы все участники повесили себе медальки.
Сможет ли Трамп лично заниматься «Большой сделкой», а Помпео удерживать его в русле договоренностей с Москвой? Хватит ли дипломатического опыта и авторитета у Помпео? Хватит ли у Помпео способности держать в руках все процессы «Большой сделки"? Готова ли Москва работать с новым главой Госдепа?
К сожалению, вопросов больше, чем ответов. Но мы их получим в ближайшее время…