Об этом сообщает хорватское издание «Ютарни лист» со ссылкой на осведомленный источник в оборонном ведомстве. По его данным, речь идет о замене не менее четырех самолетов.
Скандал с украинскими МиГами разгорелся в Хорватии в 2016 году, когда оказалось, что большинство из 12 отремонтированных украинским предприятием «Укрспецэкспорт» самолетов не могут подняться в воздух. На прошлой неделе Минобороны Хорватии направило Украине соответствующую служебную ноту, сообщает «Ютарни лист».
По информации газеты, Загреб потребовал от Украины предоставить новые самолеты взамен некачественно отремонтированных в 2014 году. Договор о ремонте самолетов и закупке подержанных машин предполагал, что истребители прослужат еще 10 лет — до 2023 года, однако уже через пару лет ВВС Хорватии признали машины непригодными к полетам: из них текло масло, протекали топливные баки, отказывали бортовые навигационные системы. Один из последних полетов чудом не закончился гибелью экипажа — несмотря на отказ техники, хорватские пилоты смогли посадить машину.
Министр обороны Украины Степан Полторак, посетивший недавно Загреб, в ходе визита признал, что договор был «не совсем выполнен» с «ущербом для хорватской стороны». «Этот запрос является официальным подтверждением катастрофического ремонта хорватских военных самолетов на Украине, за который было уплачено 132,9 млн кун ($22 млн), а также доказательством преступных действий, которые совершило украинское предприятие, создав угрозу для жизни хорватских летчиков, а также разрушив боеготовность страны — члена НАТО», — пишет газета.
Издание сообщает, что пять самолетов оказались старыми машинами, бывшими на вооружении ВВС Болгарии до 1998 года. «Укрспецэкспорт» купил их на запчасти, а затем перебил номера на истребителях, перекрасил их и продал под видом «глубоко модернизированной техники». Также оказалось, что Болгария после списания пяти МиГ-21 официально оповестила НАТО об уничтожении самолетов, и неизвестно, как они попали на Украину.
В 2014 году украинская государственная компания «Укрспецэкспорт» отремонтировала семь хорватских МиГ-21, а также продала Загребу еще пять таких машин. 12 самолетов были переданы хорватским ВВС в июле 2015 года, однако, по данным издания, они сразу стали ломаться, и восемь месяцев спустя в эксплуатации осталось только три. Как указывал «Ютарни лист», существуют серьезные подозрения, что вся документация являлась поддельной, а ремонт самолетов вообще не проводился. Газета назвала эту историю с «фальшивыми» МиГами «крупнейшим скандалом в истории хорватской армии».