По Киеву промаршировали «Национальные дружины». Их бойцы приняли присягу в киевской крепости в косом капонире, но до этого они прошлись маршем от Майдана по центру столицы.
Вид людей в одинаковой форме, марширующих по столице, воодушевил отнюдь не всех киевлян.
«Национальные дружины. Под масочками. Думаю, собирать чемоданы можно начинать прямо сейчас, если не пару лет назад», — поделилась своим впечатлением арт-критик Леля Гольдштейн.
С ней оказались солидарны не только многие украинцы, среди которых был даже представитель украинского обмудсмена, но и иностранцы, о чем уже писало издание Ukraina.ru. Наблюдатели недоумевали: что означает заявленная цель дружинников наводить на улицах городов «украинский порядок». Некоторые комментаторы заявили, что картинка с марша до боли напоминает им виденную в кинохрониках 30-х годов ХХ века, когда по итальянским и немецким улицам маршировали фашисты и нацисты. Даже в далекой Греции были поражены. Как заявила сотрудница Пелопоннесского университета Мария Миколакаки, на Украину снова пришел нацизм.
Пресс-секретарь «Национального корпуса», бывший редактор отдела «Политика» украинского РБК Роман Чернышев в ответ заявил, что его партия не будет сворачивать с обозначенного пути.
«Синхронная работа ботов Банковой, Михо и Москвы, не считая мелкой шушеры, типа всяких «экспертов», говорит о многом. Все правильно движется, значит. Идем, не сворачивая. Еще смешно, как все деятели, испугавшиеся мирно и очень тихо идущих парней в одинаковых куртках, еще совсем недавно так или иначе поддерживали действительную угрозу нацбезопасности и имиджу страны. Поддерживали в виде истеричной «блокады Донбасса» Семёном и прочими калеками, а потом аплодировали незаконному прорыву границы Саакашвили и его эскортом с дальнейшим монтированием долгосрочного клоповника на Грушевского. Кто-то даже пытался оправдать клинические пляски михокомпании у Жовтневого палаца, помните? Закончу тем, о чем уже упоминал: раз всё так, то значит, мы правильно движемся. Идем, не сворачивая», — заявил Чернышев.
При этом в комментарии одному из украинских СМИ Чернышев заявил, что приведенные 28 января к присяге дружинники вот уже год действуют на улицах украинских городов.
В то же время министр внутренних дел Украины Арсен Аваков жестко наставляет своих подчиненных: в предвыборный 2018 год правоохранители не должны участвовать в политике.
«Мы делаем большую работу и на нас большая ответственность. Впереди предвыборный год. Будет много спекуляций и попыток вовлечь правоохранителей в избирательный процесс. Это не наша с вами работа… Всякий из вас, кто будет замечен в этом (в политических играх), будет немедленно отстранен от работы. Я хочу, чтобы каждый из вас это понял», — заявил Аваков.
При этом на всю страну провозглашается создание связанной с Аваковом партией «Национальной корпус» парамилитарной структуры, которая будет выполнять полицейские функции и сотрудничать с правоохранителями.
В ожидании выборов
Такое расхождение слов с делами у главы МВД — не новость для украинских политологов.
«В украинской политике всегда существует весьма существенная дистанция между словом и делом. Когда одна рука стучит по столу со словами: «Не принимайте участие в политике», говорит о монополии государства на насилие, другая рука может давать отмашку так называемому неуправляемому элементу», — отмечает политтехнолог Андрей Золотарев в комментарии изданию Ukraina.ru.
По его словам, это стандартный технологический прием в политике — продемонстрировать, что в «час Х» несколько хороших парней в Киеве и крупных городах Украины смогут перехватить контроль над ситуацией.
«Демонстрация момента силы на фоне вернувшегося из Давоса «хромой уткой» президента — это предвестник бурной политической весны», — уверен Золотарев.
Политолог указывает, что фактор силы наряду с деньгами и медиавлиянием прочно прописался в украинской политике.
Примечательно, позже Аваков все же выступил с заявлением, что «Национальные дружины» возможны лишь в качестве общественного движения, а не правоохранителей, а монополия на насилие должна быть исключительно у государства.
«Марш «Национальных дружин» — это демонстрация мускулов со стороны Авакова и «Народного фронта», которая показывает: несмотря на отсутствие электоральных перспектив, у партии есть серьезный силовой ресурс по контролю над улицей. С другой стороны, Аваков будет пока дистанциироваться от этого процесса, ведь западные партнеры против такой атаманщины. Для того же Коломойского это закончилось очень плохо. Поэтому никто публично «Национальные дружины» поддерживать не будет», — поясняет изданию Ukraina.ru политолог Руслан Бортник.
При этом не будь на то воля Авакова, вряд ли бы «Национальные дружины» были бы созданы и маршировали бы по центру Киева, уверен политолог. Бортник указывает на то, что Билецкий давно связан с «Народным фронтом» и непосредственно с Аваковым.
«Цель — взять под охрану общественный порядок, на территории городов прежде всего. Ведь именно города будут местом протестов в результате выборов 2019 года», — отмечает Бортник.
Но у всего этого есть и другая составляющая, помимо политической — экономическая.
Контроль над потоками
Среди целей «Национальных дружин», о которых заявлялось во время их марша в Киеве, были отдельно указаны борьба с наркомафией и лотереями.
«Это (марш «Национальных дружин» — ред.) демонстрация силы на улице, что есть люди, которые способны решать задачи по борьбе с алкоголизмом, наркотиками… Они заявляют позицию, которая будет пользоваться спросом. С 2014 года на Украине идет всплеск преступности. Я как очевидец могу сказать, что такого не было даже в девяностые годы. Это связано с войной, милитаризацией сознания, наличием на руках оружия», — отмечает в комментарии Ukraina.ru социолог Евгений Копатько.
Но в том-то и дело, что новоявленные дружинники — не единственные, кто хочет патрулировать улицы. Они автоматически становятся конкурентами других собратьев по националистическому лагерю — радикалов из связанной с СБУ группировки С14, которые до этого претендовали на членство в муниципальной страже — новой правоохранительной структуре — эдакой местной полиции.
«Очень много в Киеве сегодня образований вроде С14, претендующих на роль дружинников, силовых инструментов внутри общества. Здесь речь не только о политике, но и об экономике: передел рынка торговли, рынка лотерей и многого другого. Можно вспомнить несколько машин «муниципальной стражи», сгоревших в Киеве», — указывает Бортник.
В свою очередь Золотарев отмечает: после создания подобных дружин безопаснее на улицах не станет.
«Пока все, что мы видели от «Национального корпуса» — это подавление мелких нелегальных игровых залов, тех, которые не крышуются отцами «Национального корпуса». Это очень сильно напоминает рэкет, только в национально-патриотической упаковке», — отмечает Золотарев.
В отличие от Бортника, он уверен: далеко не все националисты могут посоревноваться за роль муниципальных правоохранителей.
«Парамилитарные образования все работают под «крышей». Если появляются какие-то «дикие бригады», то судьба «Саши Белого» — наглядный им пример. Домом для таких радикалов станет либо тюрьма, либо могила», — заявляет политолог.
По его словам, каждая влиятельная политсила постарается обзавестись своим силовым крылом.
Выход для рядового украинца
Что же делать в сложившейся ситуации рядовому украинцу? Как различить, кто из скрывающих свое лицо в «балаклаве» обладает полномочиями, а кто нет? Ведь в тех же «Национальных дружинах» при зачислении просят рассказать, обладает ли кандидат легальным оружием.
Выход нашел генпрокурор Украины Юрий Луценко.
«Я являюсь убежденным приверженцем легализации огнестрельного короткоствольного оружия», — заявил он в комментарии одному из украинских изданий.
Тут его поддержал обычно относящийся без особой симпатии к украинской власти Золотарев.
«В данном вопросе я скорее буду на стороне генпрокурора. Если государство не в состоянии обеспечить безопасность граждан, то оно должно дать возможность им самими обеспечить свою безопасность, безопасность родным и близким и их имуществу. В украинских реалиях преступники и радикалы вооружены, а рядовые граждане находятся в менее защищенном положении», — отмечает Золотарев.
При этом политтехнолог указывает, что речь идет о «короткостволе», а не о штурмовом оружии. В любом случае, появление «Национальных дружинников» не успокоило киевлян и жителей других мегаполисов, а скорее сообщило им о новой угрозе на городских улицах. Одни призадумались о покупке оружия, другие — об эмиграции из Украины.