Украинский фондовый рынок в 2018 году будет оставаться дешевым и привлекательным. К тому же народные депутаты и топ-чиновники должны четко понимать, что инвестиции делаются не на заемные средства, то есть кредитные, а на собственные средства акционерных обществ и частных инвесторов. В этой связи надо либо акции выпускать, либо корпоративные облигации украинских предприятий и компаний. И самое главное — нашим государственным регуляторам следует активно поощрять конкурентные и финансово значимые рынки ценных бумаг, а также фьючерсов и опционов на такие базисные активы, как, например, продукция АПК и природные ресурсы.
Поэтому даже не очень большой приток денег на украинский рынок, например, из США или Китая, может достаточно позитивно сказаться на котировках ценных бумаг. Допускаю, что и индексы украинских фондовых бирж в начавшемся 2018 году могут показать существенный рост. В то же время по требованию большинства участников украинского рынка в 2018 году необходимо разработать и принять национальную программу структурной реформы фондового рынка, которая помимо прочих разделов включала бы Инвестиционный кодекс Украины, а также концепцию создания Ассоциации как самодостаточной и саморегулирующей организации для защиты прав участников, в частности трейдеров и инвесторов фондового и срочного рынков.
Но, к сожалению, уже более 10 лет народные депутаты разных созывов тормозят создание законодательной базы для развития на Украине срочного рынка (рынка производных финансовых инструментов, на котором заключаются срочные контракты — форварды, фьючерсы, опционы и пр.). А ведь во всем мире такой рынок является одним из самых привлекательных для всех категорий инвесторов, так как обороты биржевых торгов по срочным контрактам в десятки раз превышают обороты базисного актива. Но, выходит, это не нужно местным коррупционерам, неслучайно в прошлом году даже не был внесен в зал Верховной Рады проект закона Украины «О рынках капитала и регулируемых рынках» (№7055).
И все же, что делать в сложившейся ситуации? Многие эксперты убеждены в том, что надо начинать давить на нардепов со стороны бизнес-сообществ, создав у нас Украинскую ассоциацию международных инвесторов, которая в последующем могла бы стать саморегулирующей ассоциацией (СРО) участников срочного рынка и бизнеса хеджирования по примеру Национальной фьючерсной ассоциации США (National Futures Association, NFA). В случае успешной реализации данного проекта, появились бы у нас крупные иностранные инвесторы с достаточной ликвидностью для существования в Украине срочного рынка и бизнеса хеджирования.
В принципе, эти сложнейшие задачи нам по силам, если у власти будут компетентные технократы. Иначе по-прежнему нас ждет прозябание и униженное хождение по миру с протянутой рукой. Судите сами, как можно было в XXI веке благодатную и богатую по запасам природных ископаемых Украину превратить в нищую страну-попрошайку? Напомню, мы занимаем 4-е место в мире по запасам природных ресурсов; 1-е место в мире по разведанным запасам марганцевой руды (2,3 млрд тонн, или около 11% мировых запасов); 1-е место в мире по запасам титановых руд; 1-е место в Европе (6-е в мире) по запасам урановых руд; 2-е место в мире по запасам железной руды (30 млрд тонн); 2-е место в мире по запасам ртутной руды; 7-е место в мире по запасам угля (33,9 млрд тонн).
Конечно, правы наши западные партнеры, настаивая на том, что молодое вино не наливают в старые мехи, а значит, на Украине должны обанкротиться старые институты, и потом, создав новые институты, следует приступать к реальному проведению экономических реформ. А пока уменьшение влияния бюрократии в бизнесе и либерализация украинской экономики просто невозможны, и чего бы на этот счет ни говорил премьер-министр Владимир Гройсман. Ведь создание на Украине биржевого «зонтика» с понятными и справедливыми правилами торгов будет означать для топ-чиновников и нардепов конец откатов, Куршавелей, «мерседесов», позвоночного права и, наоборот, открытие целого ряда уголовных дел.
Никто из них в здравом уме на это не хочет идти и голосовать за законопроект «О рынках капитала и регулируемых рынках». Трудно представить, что каким-то фантастическим образом их заставят это сделать лидеры США и Евросоюза, особенно на местах будет жесточайшее сопротивление команд наших политических лидеров. Поэтому ожидаю, что 2018 год будет бурным и турбулентным, соответственно, считаю, во-первых, пора понемногу выходить из долларов и, во-вторых, активнее заходить в ценные бумаги конкурентных украинских предприятий и компаний, например, покупать корпоративные облигации. Кстати, американский социолог, философ и один из основателей мир-системного анализа Иммануил Валлерстайн сегодня предупреждает, мол, вероятен вариант обвала доллара.
Ведущие аналитики уже предупреждают, дескать, в данный момент дефицит платежного баланса США преодолевается за счет крупных инвестиций из Японии, Китая и Южной Кореи. В какой-то момент они обнаружат, что рискуют потерять на этом огромные деньги. Тогда они перестанут покупать американские казначейские обязательства, и доллар рухнет. От себя добавлю, государственный долг США впервые в прошлом 2017 году превысил 20 триллионов долларов! Если в Америке такие грандиозные трудности, то наступивший 2018 год будет для украинского бизнеса еще более тяжелым — для нас наступает период дорогих денег.
Напомню, Нацбанк с 15 декабря прошлого года поднял учетную ставку с 13,5% до 14,5%, кредиты уже подорожали. Не сомневаюсь, в начавшемся 2018 году НБУ будет вынужден еще минимум дважды повышать учетную ставку, борясь с очередными витками инфляции. Если не будем развивать украинский рынок ценных бумаг и бизнес для хеджирования рисков, то продолжатся снижаться объемы прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Ну, и наконец, в 2018 году нужно внимательно следить за решениями финансовых властей США, которые взяли курс на ужесточение денежно-кредитной политики, что непременно отразится на повышении кредитных ресурсов для развивающихся стран, в том числе и для Украины.
Откровенно говоря, уже и не знаю, что еще должно у нас произойти, чтобы на Украине была создана законодательная и нормативно-правовая база для развития цивилизованного биржевого рынка с честными и понятными для инвесторов правилами игры. В то же время рыночные риски на Украине хотя и остаются высокими, но, общаясь с западными коллегами, понимаю, что, прежде всего, не они тревожат инвесторов и наших управляющих активами.
Гораздо опаснее риски рыночной инфраструктуры, связанные с владением и хранением ценных бумаг, перерегистрацией прав собственности на них, совершением сделок и осуществлением расчетов. И если уровень рыночных рисков определяет уровень прибыли (из-за чего они не могут рассматриваться как нежелательные), то риски инфраструктуры нам надо свести до минимума совместными усилиями законодателей, госрегуляторов и непосредственно самих участников украинского рынка. Только в этом случае мы увидим новые потоки денег иностранных и внутренних инвесторов в экономику Украины.
Александр Гончаров, директор Института развития экономики Украины
Оригинал публикации