Об этом сообщил глава правления НАК «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев в эфире украинского «5 канала».
«Действительно, этот газопровод является большим риском. Его строительство кардинально подорвет экономику всей страны. Мы считаем, что его строительство является частично военным проектом, потому цель Путина — это убрать транспортировку российского газа с территории Украины, чтобы открыть дорогу к полноценной военной агрессии. Поэтому остановка этого проекта, лоббирование интересов Украины против этого проекта является одной из главных задач НАК "Нафтогаза" на следующий год. И следующий год является решающим», — отметил Коболев.
При этом он фактически признал, что в текущем состоянии Украина создает риски для транзита газа в ЕС, заявив о необходимости привлечь иностранного партнера в управление украинской газотранспортной системы (ГТС).
«Сегодня четыре европейские компании заинтересованы в партнерстве с нами по управлению украинской ГТС», — сказал он в эфире «Пятого телеканала». Коболев уточнил, что речь идет о словацкой Eustream («Эустрим»), итальянской Snam («Снам»), нидерландской Nederlandse Gasunie («Газюни») в консорциуме с французской GRTgas («Джи-ар-ти Гэс»). Как считает глава «Нафтогаза», соглашение с иностранным партнером об управлении ГТС будет подписано к сентябрю 2018 года.
Он добавил, что есть «определенная заинтересованность» в управлении ГТС и у некой «немецкой группы». По его словам, это будет единственным эффективным шагом, который может сделать Украина для остановки проекта «Северный поток-2».
«Украинский закон ставит специфические требования к этому партнеру. Это должна быть европейская или американская компания, которая имеет сертификацию с третьим энергетическим пакетом, которая может прийти и вместе с нами управлять украинской ГТС», — сказал Коболев.
Ранее он заявлял, что все усилия Киева и его заокеанских союзников пока никак не сказались на темпах прокладки нового газопровода в обход Украины.
Проект «Северный поток-2» предусматривает строительство 3-й и 4-й веток балтийской магистрали с доведением ее мощности до 110 млрд куб. м в год. Газ «Северного потока-2» должен прийти в австрийский Баумгартен. Стоимость доставки газа по этой магистрали в 1,5-2 раза дешевле, чем через Украину, заявлял ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Помимо Украины остановить проект пытаются США и несколько стран ЕС, в частности Польша и Литва, которые являются сателлитами Вашингтона.
Следует отметить, что украинская ГТС, по мнению экспертов, играет весьма существенную роль в планах США по вытеснению российского трубопроводного природного газа с европейского рынка. Штаты намереваются заменить его своим сжиженным природным газом (СПГ). В том числе для этих целей в США на побережье строится 12 СПГ-терминалов. Их общая мощность составит около 250 млрд кубометров газа в год примерно к 2030 году, рассказал Ukraina.ru член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
При нынешних ценах на газ в ЕС поставки американского СПГ нерентабельны — для этого нужно, чтобы цены на спотовом рынке в ЕС выросли примерно на 40% при том, что стоимость газа на американском Henry Hub останется неизменной. Как показала недавняя авария на газораспределительной станции в Баумгартене, в случае подобных инцидентов стоимость газа на спотовом рынке в ЕС моментально вырастет и это слабо отразится на отгрузочной стоимости голубого топлива в США.
По мнению ряда экспертов, именно в этом заключается долгосрочная стратегия США. После того, как американские СПГ-терминалы в США будут готовы к масштабным поставкам газа, способным заместить объем газа из РФ, достаточно будет любым способом — от диверсии до политического решения марионеточного киевского режима — перекрыть транзит голубого топлива через Украину и заполнить образовавшийся в Европе вакуум.
Именно для этого США должны не допустить строительства второй ветки «Северного потока» и «Турецкого потока», которые суммарно смогут полностью заменить украинскую ГТС.