В интервью изданию «Известия» дипломат подчеркнул, что закон об образовании не только нарушает права проживающих на Украине меньшинств, но и не соответствует ни двусторонним, ни международным обязательствам Киева, закреплённым в декларациях ООН, документах ОБСЕ и «Восточного партнёрства».
«Украине необходимо этот закон отменить. Это даже не вопрос. Сейчас у венгров отняли их права. И мы не требуем больше прав для венгерского меньшинства, мы хотим, чтобы им вернули их права. Таким образом, мы ожидаем, что Украина полностью отменит этот закон», — заявил глава МИД Венгрии Петер Сийярто.
8 декабря Венецианская комиссия опубликовала сообщение, в котором говорится, что статья 7 закона сильно отличается от проекта, по которому проводились консультации с меньшинствами. Она содержит ряд двусмысленных положений и не даёт ни необходимых указаний о применении международных конституционных обязательств Украины, ни подробной информации об объёме гарантий образования на языках меньшинств. Эксперты рекомендовали заменить это положение более сбалансированным.
«Венгрия здесь не одинока, Россия тоже поднимает эту проблему на международной площадке и требует отмены дискриминационного закона. Нельзя отказываться от борьбы, поскольку речь идет о наших соотечественниках, для которых проживание на территории Украины уже стало проблематичным. Если Украина уйдёт в самоизоляцию, начнётся исход русскоязычного населения, а Украина станет моногосударством со своим антинародным режимом», — сказал заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий.
Министерство образования и науки Украины разработало три программы обучения представителей национальных меньшинств. Проект для национальных общины, не имеющих собственного государства, например крымских татар, предусмотрено обучение всем предметам с первого по одиннадцатый или двенадцатый классы на родном языке наряду с украинским.
Для носителей официальных языков Евросоюза ведомство предлагает обучение на родном языке в детском саду и начальной школе с параллельным изучением украинского, а с пятого класса начнётся преподавание отдельных предметов на государственном языке, постепенно их количество будет увеличиваться. Для членов венгерской и румынской общин доля дисциплин на украинском будет меньше.
Для детей из национальных общин, проживающих преимущественно в среде собственного языка преподавание предметов на государственном языке начнётся сразу после пятого класса. Такую модель предложено внедрить для русскоязычного населения.