Дебаты в Парламентской ассамблее Совета Европы инициированы Венгрией и Румынией, которые недовольны тем, что в украинских школах дети их соотечественников не смогут получать образование на венгерском и румынском.
Наступают на грабли как в Прибалтике
Борис Цилевич, член латвийской делегации в ПАСЕ, считает, что сам факт, что инициированы чрезвычайные дебаты, показывает, что депутаты обеспокоены этой ситуацией на Украине.
«Украина уже заявила, что направила этот закон в Венецианскую комиссию. И заявила, что обязательно будет следовать рекомендациям этой институции. Насколько мне известно, вовлечены в этот процесс и другие организации, а частности Верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам. Также на этот закон обратил внимание и Консультативный комитет по рамочной конвенции. Он также скажет свое слово. Поэтому я надеюсь, что поспешные и не самые лучшие шаги, я сейчас выбираю дипломатичные выражения, будут своевременно скорректированы», — уверен Цилевич.
«Сегодня по сравнению с началом 90-х годов в Европе права национальных меньшинств в гораздо меньшем приоритете. Они не рассматриваются как одна из основных угроз миру и безопасности в Европе. Сейчас другие вызовы. Поэтому сейчас многие государства ужесточают политику по отношению к национальным меньшинствам. К сожалению, вот этот украинский закон в этом контексте достаточно типичен», — считает Цилевич.
Он сравнил нынешнюю ситуацию с ситуацией в Латвии. «Нам, латвийцам, такая ситуация знакома. Думаю, что во многом наши украинские коллеги наступают на те же грабли, на которые в свое время наступили и мы. Да, есть проблема незнания украинского языка и ее надо решать. Да, государство имеет право на защиту своего официального языка и принимать соответствующие меры, но они не должны вступать в противоречие с правами национальных меньшинств. Думаю, что есть много других способов защиты официального языка кроме как сужения использования языков национальных меньшинств в образовании. Нужно просто усиливать качество подготовки учителей и программ, это более эффективный способ, чем использование официального языка для изучения достаточно сложных предметов. Мы всегда говорили, что лучше всего латышский учить на уроках латышского языка, а не на уроках математики. Надеюсь, что эти опрометчивые решения будут скорректированы», — надеется Цилевич.
Права русских будут проигнорированы
Политолог Владимир Корнилов предполагает, что ПАСЕ примут в итоге критичную по отношению к Украине резолюцию.
«По реакции депутатов, представляющих практически все основные европейские фракции, видно, что позиция Украины в данном вопросе вызывала, как минимум, недоумение. Украину вновь призовут соблюдать права национальных и языковых меньшинств, а также соблюдать Европейскую хартию региональных языков», — не сомневается Корнилов.
Он практически не сомневается, что в конечном итоге (видимо, после заключения Венецианской комиссии) Украина внесёт определённые поправки в закон "Об образовании".
«В противном случае давление ЕС будет усиливаться, и угроза Венгрии о приостановке действия Соглашения об ассоциации обретёт реальные очертания. Но увидите, наверняка эти поправки будут касаться лишь исключения для "языков ЕС", то есть как раз для венгерского, румынского, болгарского языков. А права русского населения Украины вновь будут проигнорированы. И вот тут Европа сразу же закроет глаза на эти явные нарушения прав человека, полностью потеряв интерес к данному закону», — предполагает Корнилов.
Первый шаг в направлении России
Что касается вчерашней резолюции ПАСЕ по поводу условий снятий санкций с России, то, по мнению Владимира Корнилова, ее принятие ассамблеей пока ещё не означает отказ от антироссийского демарша ПАСЕ.
«Но это первый шаг в данном направлении. И не случайно украинские депутаты подняли вой о "победе России" и об очередных "агентах Кремля", окопавшихся в Европе. Обратите внимание, насколько сговорчивее оказались европейцы, как только им слегка прикрутили финансирование из России.
Остаётся удивляться, почему Москва не сделала это раньше, и почему не применяет тот же рычаг давления в отношении ряда других структур, которые финансово значительно зависят от России», — выражает недоумение Корнилов.