«Деятельность Российского центра науки и культуры в Киеве должна быть немедленно прекращена», — написала на своей странице в Фейсбук народный депутат Украины от Блока Петра Порошенко Ирина Фриз.
По ее мнению, центр финансирует в Украине «псевдонаучные исследования с предвзятыми оценками исторических и политических событий». Отдельное негодование Фриз вызывало посещение украинскими школьниками России в рамках международной программы «Здравствуй, Россия».
Член парламента анонсировала, что ближайшее время Верховная Рада рассмотрит законопроект о запрете функционирования Российского центра науки и культуры (Россотрудничество) в Украине.
Ukraina.ru разобралась в юридической подоплеке функционирования подобных культурных центров в Киеве и Москве и пришла к интересным выводам.
В рамках старой доброй дружбы
В Украине не принято упоминать, что кроме «Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной» (1998 год), параллельно действует «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров» (1998 год). Согласно последнему документу, стороны учредили Российский центр науки и культуры (Россотрудничество) в Киеве и Культурный центр Украины в городе Москва (Украинский центр).
В документе четко зафиксировано, что оба центра принимают участие в реализации программ международного сотрудничества в области развития гуманитарных, научно-технических, культурных и информационных связей. Далее, по пунктам и подпунктам подробно перечисляется, что могут делать центры и на каких условиях. Отметим, что упомянутая нардепом от БПП программа «Здравствуй, Россия!» и ряд других критикуемых украинско-российских культурных программ — всецело лежат в рамках действующего Соглашения.
Примечательна статья 2 Соглашения, которая гласит: «Культурный центр Украины в городе Москва и его филиалы осуществляют свою деятельность под общим руководством главы дипломатического представительства Украины в Российской Федерации и Министерства культуры и искусств Украины». Таким образом, получается, что государству Украина предоставлена в управление целая культурно-просветительская структура в самом центре Москвы по адресу: улица Арбат 9, дом 1. По своим масштабам (здание 4 тысячи квадратных метров) и формально закрепленным полномочиям она сопоставима с American house (Центр по продвижению американской культуры) или British Council (Центр аналогичный американскому, но по продвижению культуры Великой Британии).
Что правда, даже поверхностный анализ деятельности Украинского центра говорит о том, что его работа далека от стандартов западных коллег. Участники редких культурных программ почему-то ездят знакомиться не с культурой Украины, а России. Так, в августе, Культурный центр Украины вывез один из украинских ансамблей в город Кисловодск (Ставропольский край, РФ). Вышеприведенное сообщение, по странному совпадению, уже удалено с официального сайта Украинского центра по состоянию на 20 сентября 2017 года.
Сколько стоит дом продать
Политический курс украинских властей, выраженный емкой фразой Петра Порошенко «Прочь от России!» дополняется нарастающей русофобской риторикой в целом. А раз так, то и «мягкая сила», которая сдерживает переход межгосударственного конфликта в бытовую плоскость, уже не нужны. А значит, не нужны и культурные центры, обмен визитами и общение между украинцами и россиянами как таковое.
Есть и еще один немаловажный аспект проблемы — бизнесовый. По информации Ukraina.ru, здание Российского центра не принадлежит РФ, а находится в аренде. В то время как, здание на улице Арбат 9 с 2002 года принадлежит Украине. В случае разрыва Соглашений: Государственное управление делами получает законное право продать московское помещение.
Площадь здания Украинского центра составляет 4 тыс. квадратных метров, что при цене коммерческой недвижимости в центре российской столицы (от 5 до 15 тысяч долларов за квадратный метр) может принести его владельцам до 60 миллионов долларов.
Идея продажи московского здания витала в воздухе еще с 2010-х годов, но это было сложно осуществить ввиду стабильных украинско-российских отношений. Сегодня же объективное похолодание межгосудрственных отношений дополняется сугубо утилитарным интересом к деньгам.
По информации Ukraina.ru от российских дипломатов, работающих в Киеве, ближайшее время уже возможны информационные и физические провокации против российских дипломатических учреждений наподобие тех, что были
в апреле 2017 года: блокирование работы силами радикалов из «Азова», «Правого сектора» (организации, запрещенные в РФ) и других парамилитарных образований.