24 августа Украина отмечает 26-ую годовщину своей независимости. В чем отличие политиков в первые годы независимости от нынешних властителей Украины? На этот и другие вопросы Ukraina.ru отвечает украинский политтехнолог Андрей Золотарёв.
Были ли заложены будущие проблемы государственности Украины в момент, собственно, образования государства 24 августа 1991 года?
— Безусловно, были. Невозможно получить или создать нечто идеальное, всегда существуют возможности рисков. В данном случае очень многие проблемы, которые дали о себе знать в конце нулевых, были заложены в начале девяностых.
Например, сама по себе Конституция 1996 года неплохая, но она заложила много проблем, включая дуализм исполнительной власти. Либо эту проблему нужно было устранить, минимизировать риски, либо проблема становится драйвером кризиса. В данном случае очень многие проблемы, заложенные в 1991 году, например, коллизия с Крымом, дали о себе знать.
Кроме Крыма какие еще проблемы можно назвать?
— Постсоветская Украина явилась результатом компромисса коммунистической элиты, управлявшей страной — в конце 80-ых на фоне других республик СССР Украина не блистала демократией, ситуация была контролируемой партийной номенклатурой — с националистами. Номенклатура и «красные директора», которые занялись присвоением народной собственности, отдали гуманитарную сферу на откуп националистам. Как результат — многие нынешние гуманитарные проблемы Украины, которым сторонний наблюдатель крайне удивляется. Это — последствия компромисса начала 90-ых.
О каких гуманитарных проблемах может идти речь?
— Во-первых, украинское образование, особенно гуманитарное, которое является генератором национализма. Поэтому украинская молодежь так подвержена этой идеологии. Это следствие того, что гуманитарная сфера, образование, были отданы на откуп националистам. Мы получили поколение, которое и историю не помнит, и «думает телевизором».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Бондаренко: В 2014 году началась новая действительность для Украины
Та же гуманитарная интеллигенция заявляет, что многие беды Украины от того, что она не выстрадала свою независимость, получила ее бескровно, как подарок.
— Это утверждение для меня загадка: здесь либо манипуляция, либо это просто «поток сознания». Украина имела прекрасные стартовые возможности. Не думаю, что если бы в начале 90-ых в Украине развернулась гражданская война, это принесло бы стране экономическое чудо и реальную независимость.
Проблема Украины в крайней местечковости ее элиты, провинциализме. Во времена Союза все сильные и перспективные кадры понятно куда стремились — реализоваться в Москве. А здесь оставался очень специфический тип, знакомый нам по Кравчуку. Порошенко — это продукт такой среды. Эта местечковость является причиной многих проблем, причиной того, что страна, имевшая прекрасные стартовые возможности была приговорена своей политической и бизнес-элитой к разделке на металлолом.
А есть ли качественное различие той элиты, которая провозглашала независимость: Кравчука, Черновола и других, и нынешней элиты, которая тоже вышла из комсомола или состоит из новых политиков, пока не имеющих реальной власти?
— Если сопоставить персонажи, попавшие в Раду в 2014 году, с политиками начала 90-ых, то многие и парламентарии, и управленцы того времени выглядят куда предпочтительнее. В том числе не только с точки зрения управленческой эффективности, но и сточки зрения моральной чистоты. Да, они были не безгрешны. Но когда смотришь на нынешних политиков, понимаешь: вот оно — дно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Уроки двух Майданов: домашнее задание для независимой Украины — Ермолаев
Глядя на нынешний состав Верховной Рады, и нынешний состав политического класса, в том числе и на новых политиков, меня одолевает пессимизм.
Майдан 2014 года. До него был мирный Майдан 2004 года, была бескровная «Революция на граните» 1990 года. События 2013-2014 годов — можно ли их было предсказать? Были ли они бомбой замедленного действия или в 2013 году страна получила новые «вводные», и «все завертелось»?
— Когда все начиналось, господин Левочкин (Сергей Левочкин — глава Администрации президента при Викторе Януковиче — ред.), с подачи которого и был затеян Евромайдан, хотел устроить такой «Майданс» — веселое танцевальное шоу, студенческий протест, чтобы выгодно продать себя Януковичу, а получился кровавый Майдан. Причем, его деструктивность стала очевидна после событий 8 декабря, когда разрушили памятник Ленину.
Есть детали, свидетельствующие, что это курировалось одной из ключевых фигур в окружении Януковича — Клюевым (Андрей Клюев — секретарь СНБО при Викторе Януковиче — ред.), которому нужно было показать «звериное лицо Майдана». После этого трагическая развязка Майдана стала предопределена. При этом фатальной неизбежности кровавых событий не было, но к ним приложили руку нынешние политики — это к слову о моральных качествах политической элиты.
Можно ли сказать, что часть противоречий, с которыми Украина получила независимость, разрешились, и страна начала формироваться на новых началах?
— Прошло 25 лет. О какой независимости мы говорим. Да, тогда элита была маргинальна по отношению к Москве. Кучма хотел восстановить военно-промышленный комплекс, связи с Россией. Но нынешняя политическая элита маргинальна по отношению к Западу. При этом маргинальна абсолютно.
Вся цена нынешней украинской независимости — это $113 за тонну пенсильванского угля.
О какой независимости можно говорить, если страна сползает в долговую яму. Должник не может быть независимым. Проект независимой Украины в 1991 году выглядел немножко не так. Думаю, тот же Черновол (лидер «Народного Руха Украины» — ред.) в гробу переворачивается, когда видит такую Украину.
В каком смысле вы используете термин «маргинальный»?
В смысле местечковости, провинциальности. Я всегда говорю, что у Петра Алексеевича Порошенко есть кумир — Владимир Владимирович Путин, и это он тщательно скрывает. Во внутренней политике у Порошенко есть базовый образец, от которого он отталкивается.
Точно так же базовый образец построения государства был в начале 90-ых для украинской элиты в Москве.
Почему вы уверены, что у Порошенко кумир — Путин?
Я связываю это со стремлением закрутить гайки во внутренней политике. Плюс ко всему у него ревность к Путину. Порошенко видит 80% рейтинг российского президента, и ему завидно. А жаба — одно из тотемных украинских животных, наряду со свиньей.
Обратите внимание на те же заимствования Порошенко ограничений по интернету.
Какая Украина сейчас формируется на ваших глазах? Какое будущее ее ждет?
Я говорю, что Украину ждет тихое, может и не всегда, будущее аграрной супердержавы. Это ирония. Что бы ни говорила идеологическая обслуга власти, дескать, ничего плохого в деиндустриализации нет, на самом деле деиндустриализация экономики страны, деградация ее социальной сферы ведет к ее депопуляции, вымиранию украинцев. В том проекте аграрной, рапсово-подсолнечной Украины население страны — 20-25 миллионов. Остальные — лишние люди, которых экономика не прокормит. Вся беда в том, что нам остались атомные электростанции, сложнейшие инфраструктурные системы, которые нужно надлежащим образом поддерживать, вкладывать в них, обслуживать. Для этого нужен интеллект. Для того, чтобы засеять поле, собрать урожай и отправить его на экспорт необходимы куда меньшие усилия. Украина сползает в цивилизационную воронку — это самое страшное. А потеряв человеческий капитал Украина будет обречена быть лимитрофом между Европой и Россией.
Что бы хотелось вам пожелать Украине, ее народу в День Независимости?
Чтобы Украина стала действительно независимой страной — страной, в которой будет не народ для власти, а власть для народа.