Об этом свидетельствуют данные свежего соцопроса, проведенного на контролируемых Украиной территориях Луганской и Донецкой области Фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива.
«На Донбассе, больше чем в других регионах Украины наблюдается готовность принять мир любой ценой — так считают 41% опрошенных. И в Донецкой, и в Луганской областях количество лиц, выступающих за любые компромиссы (44% и 38% соответственно), немного больше, чем доля тех, кто убеждены, что можно не идти ни на какие-либо компромиссы (39% и 34%). В то же время на Донбассе также наименьшая доля тех, кто считает, что мир может установиться только с позиции силы», — в частности, гласят результаты опроса.
Сообщается также, что, по мнению 38% жителей Донбасса, успешное восстановление нормальной жизни на территориях Донбасса, подконтрольных Украине, является ключом к прекращению боевых действий. «Наступление мира в результате принуждения России к прекращению вмешательства в конфликт на Донбассе (усиление международных санкций, давление международных структур на Россию)» считают действенным 22% опрошенных (значительно больше таких в Донецкой области — 32%, чем в Луганской — 12%).
81% жителей Донбасса никогда не бывали в Европе. Тех, кто хоть раз посещал ЕС, несколько больше в Донецкой области — 24% против 15% — в Луганской. Однако большинство жителей Донбасса посещали Россию — 59%. Вместе с тем жители Луганщины посещали РФ чуть больше — 65,5%, а Донеччины — 52%. Большинство тех, кто были в России, выезжали туда несколько раз.
Мало того, соцопрос выявил, что абсолютное большинство жителей Донбасса — 63,5% — не поддерживают введение визового режима с Россией. Уровень поддержки этой инициативы в Донецкой области 29%, а в Луганской 10%.
Доля жителей Донбасса, которая одобряет визовый режим с РФ (19%), несколько выше, чем на Юге (14,5%), примерно одинакова с Востоком (20%) и несколько ниже, чем в центре (28%).
Запад Украины — единственный макрорегион, где большинство граждан поддерживают введение визового режима с Россией (60%).
Как бы то ни было, люди на Донбассе не поддерживают европейский вектор украинского государства. Не смотря на то, что большинство жителей Донбасса отдают предпочтение Таможенному Союзу перед ЕС, люди все же хотели бы, чтобы Украина была нейтральным государством.
«В Луганской области присоединение в перспективе к Европейскому Союзу поддерживают только 14%, вступление в Таможенный Союз с Россией поддерживают вдвое больше — 27%, а относительное большинство (31%) считает, что Украине не стоит вступать ни в однин из этих союзов. В Донецкой области поддержка вступления в ЕС значительно выше — 32%, а сторонников вступления в Таможенный союз несколько меньше — 19%, но и здесь относительное большинство (36%) предпочитает неприсоединение к одному из этих союзов. Если сравнить с другими регионами Украины, Донбасс отличается низкой поддержкой вступления в ЕС (23%) и наибольшей поддержкой вступления в Таможенный Союз (23%)», — сказано в отчете ФДИ.
Если говорить о досрочных парламентских выборах, то их проведение, согласно ФДИ, преимущественно поддерживают в Донецкой области (поддерживают 51%, не поддерживают 41%) и не поддерживается в Луганской (поддерживают — 32,5%, не поддерживают 46%). Готовность принять участие в выборах выразили 56,5% в Луганской области и 52% в Донецкой.
Однако же значительная часть потенциальных избирателей в регионе не определилась со своими политическими симпатиями. В Луганской области 24% готовы участвовать в выборах и еще 43,5% не выбрали ни одну из партий (в сумме — 68%). В Донецкой области определенность несколько выше, чем в Луганской: не участвовали бы в выборах 34%, не определились среди всего населения — 18%.
Европа Донбассу пока ничего не дала
Политологи прокомментировали данное исследование общественного мнения на Донбассе.
«Только дончане на самом деле знают, что такое война. Остальные, жители юга, центра и запада Украины — просто болтуны в этом вопросе, и дай бог, чтобы они никогда не узнали ужасы войны. Но война — это лучшая прививка для мира. Пока войны нет, большинство населения агрессивно, когда она есть — большинство выступает за мир», — прокомментировал желание жителей Донбасса любой ценой установить мир директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Эксперт заметил, что, все-таки, опрос проходил на подконтрольной Украине территории, и те дончане, которые критически относятся к украинской власти и позитивно к российской, в основном остались за линией разграничения и не опрашиваются.
«Донбасс сегодня расколот по линии фронта. Мы также должны понимать, что сказывается присутствие фактора армии, спецслужб. Он сказывается на мнении соцопросов, а также на качестве этих опросов. Также нужно помнить, что более урбанизированная и индустриализированная часть Донбасса осталась на неподконтрольных территориях. Например, практически вся индустрия Луганской области находится там. А более сельская часть осталась на украинской территории. Соответственно, баланс голосов поменялся. Города Донбасса всегда были полностью русскоязычными, но в селах разговаривали на украинском. Поэтому вопрос о «нормальной жизни» размытый и некорректно поставлен. Для одних — это высокие соцстандарты, а для других — это может быть смена власти в Украине и построение более демократического государства. Здесь ясно одно: люди Донбасса хотят коренных изменений в Украине», — отметил Бортник.
Что же до экономических союзов, то политолог отметил тот факт, что восток Украины традиционно экономически связан с Россией, с Таможенным Союзом в частности. И даже война не особо поменяла взгляды местных жителей. И не только экономические связи оказывают на них влияние, а и социальные — у многих в России родственники, а кто-то и по этническому происхождению является русским.
«Европа пока что дончанам ничего не дала, а ностальгия по пост-советскому пространству, которое вдобавок лучше живет, осталась. По выборам — результат здесь такой же, как и в целом по стране, сильно он не отличается. Даже есть регионы, где больше людей хотят досрочных выборов, например, юг Украины. Но мне все же кажется, что настроения Донбасса не репрезентованы в украинской политике. То есть им не за кого голосовать. Их интересы, чаяния не представлены в нашей политике. Поэтому мы видим стремительное падение явки в этих регионах. Оппоблок, который существует на развалинах Партии Регионов, в лучшем случае удовлетворяет половину этого электората, но далеко не весь. И вот этот репрезентативный кризис проявляется не только в таком невысоком требовании к досрочным выборам, но является благодатным источником для разного рода сепаратизма», — выразил свою позицию политэксперт.
Мнение же Олега Хавича, руководителя Института Западно-Украинских исследований, оказалось более радикальным. Он не считает опрос ФДИ объективным.
«Сложно воспринимать продукт проамериканской структуры, да еще и подготовленный по результатам опроса в условиях де-факто военного положения в подконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской областей, как социологическое исследование. С моей точки зрения — это продолжение публичного обоснования Киевом необходимости отделения неподконтрольных территорий Донбасса и закрепления в публичной плоскости линии разграничения как де-факто новой границы с Россией. Логика обнародованных «Демократическими инициативами» данных очевидна: посмотрите, через три года после «освобождения», продолжающегося беспрецедентного промывания мозгов и массовых репрессий против местного населения оно всё равно смотрит в сторону РФ, а не ЕС. Собственно, именно это доказывают опубликованные результаты», — сказал Хавич.
Однако же, добавил эксперт, вышесказанное не отрицает того, что в опросе действительно приведены если не реальные настроения населения, то, по крайней мере, тенденции. По мнению Олега Хавича, очевидно, что на Донбассе больше, чем в других регионах Украины наблюдается готовность принять мир любой ценой, а тенденции к сближению с Россией пока еще остаются.
«Другое дело, что и спрашивающие, и отвечающие могут иметь в виду под «любой ценой» все, что угодно — от массированного наступления украинской армии на Донецк и Луганск до включения всего Юго-Востока нынешней Украины в состав России. Точно так же и мнение 38% опрошенных, назвавших ключом к прекращению боевых действий «успешное восстановление нормальной жизни на территориях Донбасса, подконтрольных Украине», не стоит считать свидетельством того, что местные жители готовы продать свое «донбасское первородство» за «миску чечевичной похлёбки» от Киева — поскольку само по себе прекращение боев не является ответом на вопрос о политическом будущем региона. При этом неудивительно, что сами жители Донбасса связывают это будущее с Россией (прямо об этом в «Демократических инициативах» спросить не решились, в качестве эвфемизма указав Таможенный Союз)», — пояснил эксперт.
Говоря о мнении жителей Донецкой и Луганской области насчет досрочных выборов, Олег Хавич отметил, что во многих городах, даже весьма отдалённых от линии разграничения, местные выборы в 2015 году не проводились, а роль местных властей выполняют «абсолютно нелегитимные «военно-гражданские администрации» (ВГА).
«Даже в создаваемых под диктатом Киева вместо существовавших ранее городов «объединённых общинах» выборы проходят под дулами автоматов как официальных силовиков, так и «активистов» в камуфляжах. Поэтому неудивительно, что большинство голосов на таких выборах получают кандидаты от БПП или контролируемых Банковой партий «Наш Край» и «Возрождение». В редких случаев победы одерживают представители Оппозиционного Блока, т.к. они полностью поддерживают политику ВГА», — резюмировал политический аналитик.